Михаил ТЕРЕХОВ перенес операцию на сердце. «Я прочитал в Интернете, что с таким диагнозом живут от одного до десяти лет. Давай будем ждать?» — спросил себя Михаил Григорьевич и…совершил подъем на гору Килиманджаро.
Михаил Терехов — инженер, горный мастер, спортсмен. Рост 1,9 метра. Он даже немного пригнулся, когда зашел в редакционный кабинет. В августе 2014 года ему провели операцию, аортокоронарное шунтирование.
— Кардиохирург нашей областной больницы Владислав Ачкасов сделал прекрасную операцию. Это врач от Бога. Но восстановительный период был тяжелым. Двигаться трудно, дышать тяжело. Чем лежать, свернувшись в норе, лучше гордо стоять на горе, — сказал я себе и решил исполнить свою давнюю мечту — подняться на Килиманджаро. Это самая высокая точка Африки, пик Ухуру находится на высоте 5895 метров.
Михаил Терехов стал готовиться. В Интернете нашел контакты проводников и альпинистов. Искал и покупал предметы снаряжения и экипировки. Проводил по пять часов в фитнес-зале, брал туда с собой по два комплекта одежды — менял мокрую на сухую. Много ходил пешком. За два первых месяца сбросил больше 10 килограммов.
— Была осень, мимо меня люди везли картошку, дрова, ездили по своим делам и, наверное, удивлялись — что это человек с рюкзаком каждый день ходит туда-обратно…
— Ваши родные и врачи, наверное, отговаривали от этой затеи?
— Врачам я не говорил, а родные — да, отговаривали, — глаза у Михаила Григорьевича загораются. — Но в жизни должна быть мечта. Нужно ставить перед собой цель и обязательно добиваться ее.
В подготовке к восхождению прошел почти год — час «Х» наступил в феврале 2016-го. Танзания, лагерь у подножия Килиманджаро. В группе Михаила Терехова еще четыре человека. Узнав о болезни, они называют его киборгом и удивляются.
— Все удивлялись. Внизу встретил группу, где мужчина, мой ровесник, на высоте 4600 метров отказался от восхождения, у него пошла кровь из носа. Когда он узнал про мое сердце, замахал руками: «Ты не поднимешься!» Я от него сразу ушел, негатив мне был не нужен.
Из-за близости горы к экватору при подъёме человек последовательно преодолевает пять климатических зон Земли. Сложна высотная акклиматизация — 40% всех туристов возвращаются, не достигнув вершины Килиманджаро. Тошнота, кровотечение, диарея.
— Я четверо суток не мог спать, болела голова. А еще, знаете, было страшно смотреть на гермоупаковки. Например, тюбик с мазью из-за давления так надулся, казалось, вот-вот лопнет. Я смотрел и думал, что же у меня сейчас творится в груди?! Сердце как будто увеличилось в размере. К концу пути в голове сильно шумело, я просил Бога и повторял про себя: «Дай добраться, только добраться, ничего больше не прошу»…
Михаил Терехов добрался. Когда он стоял на вершине, проводники сказали, что еще никто с его диагнозом не поднимался на Килиманджаро. Терехов развернул флаг Казахстана и оставил вымпел с символикой государства.
— Что это за восторг — передать словами нельзя. Ты испытал себя, утвердил себя, стоишь на вершине. И как будто все вокруг говорит именно тебе: «Ты настоящий мужчина». Не над землей, а будто 5895 метров над уровнем неба.
— Какие теперь у вас планы?
Михаил Терехов улыбнулся:
— Высшую точку Африки я покорил, теперь впереди у меня высшая точка Европы. Еду на Эльбрус.