Со школьниками и рабочими Костанайского района говорили о политике

 В течение октября-ноября прошло 10 встреч в Затобольске, Заречном, Мичурино, Садовом, Алекандровке, Глазуновке, Семеновке, Владимировке. Восемь из них состоялись в школах для педагогов и учащихся старших классов, две в трудовых коллективах КХ «ТЭРРА» и Затоболькой ЦРБ. В общей сложности во встречах приняли участие более 400 человек.

Спикеры говорили в основном о реализации молодежной политики, внутри- и внешнеполитической безопасности Казахстана, укреплении национального единства и профилактике религиозного экстремизма, а также реализации государственной программы «Дорожная карта бизнеса».

Информация о достижениях в социально-экономическом развитии региона и амбициозных планах на будущее, представленная лидерами общественного мнения и учеными, способствует укреплению казахстанского патриотизма.

Особый интерес вызвали слова кандидата политических наук, советника ректора КГПИ Газиза Шаймердена: «Большинство поставленных Стратегией-2030 задач выполнены – с этим согласно большинство экспертов. В связи с этим главой государства разработана новая Стратегия-2050, которую он увлеченно пропагандирует. Между тем, на наш взгляд, назревает общесистемный кризис, в границы которого попадает не только Казахстан, но и вся Евразия в целом.

Казахстан в новой ипостаси независимого государства оказался в сложнейшей ситуации перед необходимостью дать адекватные ответы вызовам глобального характера. Как и многие другие государства СНГ, Казахстан в настоящее время испытывает прессинг в виде идеологической, духовной, информационной, экономической и политической агрессии как со стороны Запада, так и с Востока. Этот прессинг глобализации может привести в результате к чисто номинальной независимости и суверенитету государства. Угроза для национальной безопасности и казахстанской государственности вполне реальна. И как бы некоторым ни казалась подобная угроза нереальной и утопической, тем не менее она существует, и по прогнозам подавляющего большинства современных казахстанских политологов и специалистов она вполне ощутима и имеет тенденцию усиления.

Евразийский идеологический дискурс

Современный мир – это мир глобализующийся, он стал другим, но не стал более миролюбивым. Изменилась главным образом только расстановка сил на международной геополитической арене, и возникли новые вызовы в виде экономической глобализации и нового противостояния цивилизаций. Глобализацию характеризуют как уникальное пересечение глобальных влияний во всех сферах – она своеобразно объединяет тенденции политической, военной, экономической, миграционной, культурной и экологической систем. Вестернизация как процесс распространения западных ценностей по всему миру и как одно из проявлений глобализации нивелирует социокультурное разнообразие других цивилизаций, сопровождается кризисом базовых ценностей, проблемами в формировании национальной идентичности вплоть до угрозы потери собственной самобытности.

Однако, чем более мир превращается в единое целое, тем более множатся различия и в первую очередь цивилизационного свойства. По мнению С. Хантингтона, это закономерный процесс.

Мир движется к новому порядку мироустройства, основанному на принципах цивилизационности. Мир становится многополярным. «В мире после холодной войны наиболее важными между людьми стали уже не идеологические, политические или экономические различия, а культурные. Народы и нации пытаются дать ответ на самый простой вопрос: кто мы есть? И они отвечают традиционным образом: обратившись к понятиям, имеющим для них наибольшую важность. Люди определяют себя, используя такие понятия, как происхождение, религия, язык, история, ценности, обычаи и общественные институты. Они идентифицируют себя с культурными группами: племенами, этническими группами, религиозными общинами, нациями и – на самом широком уровне – цивилизациями. Не определившись со своей идентичностью, люди не могут использовать политику для преследования собственных интересов. Мы узнаем, кем являемся, только после того, как нам становится известно, кем мы не являемся, и только затем мы узнаем, против кого мы», — пишет С. Хантингтон.

Необходимостью искать союзников в новом многополярном мире было продиктовано стремление России в реанимации евразийской идеи, на которую при Б. Ельцине Кремль не обращал никакого внимания. Именно по этой причине идея Евразийского союза, высказанная Н. Назарбаевым ровно двадцать лет назад на лекции в МГУ, обрела реальные черты 29 мая 2014 года в Астане, где президенты Казахстана, России и Белоруссии подписали договор о создании Евразийского экономического союза.

Любое общество не может жить без центральной идеи. Не хлебом единым.., как говорится. Должна быть какая-то единая цель. Как когда-то этой целью было построение коммунизма на всей земле. В нее мало кто серьезно верил, но, по крайней мере, она была.

О необходимости подобной идеологии Президент говорил давно, постоянно призывал научную общественность, интеллигенцию страны к разработке такой идеи. Сам Президент впервые ее озвучил в декабре 2010 года. С тех пор он неоднократно к ней возвращался, но в наиболее полной и завершенной форме идея Мәңгілік Ел прозвучала в Послании Президента «Нұрлы жол – Путь в будущее» в январе 2014 года. Ее, так сказать, официальное оформление состоялось в Концепции укрепления и развития казахстанской идентичности и единства, утвержденной указом Президента РК от 28 декабря 2015 года.

Мәңгілік Ел – это общенациональная патриотическая идея. Смысловой перевод – Отечество навеки. То есть Казахстан как страна, как государство, как единая нация должен быть вечно. Не исчезнуть, а остаться в будущем. Для этого Концепция определяет целый ряд задач, среди которых я бы выделил две основные. Во-первых, это генерация нового поколения, поколения Мәңгілік Ел. Когда-то Моисей 40 лет водил евреев по пустыне, и делал это специально. Мудрый был мужик. Необходимо было, чтобы вымерло поколение евреев, проживших основную часть жизни в египетском рабстве. А в пустыне родилась и выросла новая генерация евреев, уже не знавших рабства.

За 25 лет независимости в Казахстане выросло новое поколение, которое не знает, кто такой дедушка Ленин. И слава Аллаху, что они его не знают. Это уже новые люди, более открытые, креативные и более свободные, чем мы, выросшие при социализме. Теперь их дети должны стать более свободным поколением. Это будет другая генерация. Но для этого необходимо другое воспитание и другое образование. Необходимо воспитать настоящих патриотов своей страны. Для этого и нужна общенациональная идея Мәңгілік Ел.

Мои коллеги, политологи из России, давно и внимательно наблюдают за Казахстаном, даже завидуют тому, что Назарбаев уверенно ведет страну по пути реформ и модернизации. Переход на трехъязычие вызывает особое восхищение. Как говорил один мой товарищ, политолог из Саратова, «ваш Назарбаев хорошо придумал: ведь действительно, зачем переводить всю массу английской научной литературы на казахский язык, когда проще и дешевле заставить всех выучить английский». И когда наша программа трехъязычия реализуется, то через 10-15 лет специалисты из Казахстана, владеющие тремя языками, в мире будут востребованы больше, чем представители других стран СНГ.

Вторым результатом трехъязычия в стране будет иной статус казахского языка. Помимо государственного он будет языком межнационального общения. Все этносы и этнические группы, проживающие в Казахстане, должны овладеть казахским языком на определенном уровне, который позволит свободно общаться представителям всех национальностей.

Сейчас появилось множество критиков трехъязычного образования, много скептиков, считающих, что эта реформа провалится. Некоторые считают, что само по себе освоение английского ничего не даст для подъема нашего престижа в области науки. Такие ученые совершенно не знакомы с опытом Китая, Южной Кореи и Сингапура. В Китае поначалу занялись переводом научной литературы на китайский. Это не решило проблемы. В этом смысле интересен опыт Сингапура, где еще при Ли Куан Ю образование полностью было переведено на английский язык. В Китае это поняли и также стали переводить обучение на английский. Еще раньше это сделали в Южной Корее. Итогом этих реформ стал технологический скачок, который совершили Южная Корея, Китай, Сингапур. Сегодня их вузы не просто входят в топы ведущих международных рейтингов, но и являются центрами инноваций.

В настоящее время в мире идет образование новых политических и экономических полюсов. В условиях глобализации без интеграции не может просуществовать ни одно государство, включая такую мировую державу, как США. Все страны экономически и финансово зависят друг от друга. Изначально евразийская интеграция задумывалась как способ совместного противостояния стран Евразии мировым экономическим катаклизмам, но, как считают отечественные аналитики, евразийский вектор интеграционных проектов приобрел слишком стремительный характер.

На правах рекламы

admin