В Мендыкаре на храме Космы и Дамиана строят колокольню, разрушенную 100 лет назад

Кирпич возят из Копейска – его цвет максимально приближен к кладке старой церкви. Строители пытались воссоздать раствор столетней давности – с яйцом и известняком. Но время не торопится открывать все свои секреты…

Как раньше

Сейчас на колокольню можно попасть только с помощью крана – он поднимает строителей в железной чаше. Забутовку (внутреннюю кладку) строители кладут из местного кирпича. Фасад – из копейского. В Копейск возили кирпич храма, чтобы подобрать идентичный по цвету. Именно такой найти не удалось – XX век оставил на стенах церкви свой след. За сто лет кирпич потемнел, а в некоторых местах будто сгорел, стал черным. Строители также пытались класть кирпич на раствор по старинному рецепту – однако, соотношение ингредиентов утеряно и крепкой консистенции не получалось.

– Такой церкви нет не только в области, но и в Казахстане. Одна конвекционная система отопления чего стоит, – рассказывает руководитель стройки, Петр Лебедев, представитель фирмы «МИЛХ». (ТОО «МИЛХ» и его директор Сергей Блок с 2005 года взяли Церковь на свое попечение).

– А что с системой отопления?

– Спустимся в подвал, увидите.

Комната-печь

В подвале церкви темно, холодно и сыро. Многие кирпичи на стенах мягкие на ощупь. Но стоит церковь на твердом бутовом камне – мощные, белые стены из него блестят в свете фонариков. То тут, то там, внизу и сверху в стенах темнеют отверстия.

– Примерно в этом месте было помещение, в которое закладывали много дров, поджигали, а после чего закрывали комнату кирпичной кладкой. Замуровывали огонь и дерево не горело, а медленно тлело. Видите эти отверстия – это часть трехканальной системы воздуховода, который регулировался задвижками. Воздух с улицы смешивался с горячим воздухом комнаты-печи и по каналам внутри стен циркулировал по всему зданию.

– Удивительно! Обыкновенное чудо. А сейчас эта система работает?

– Нет.

– Потеряли секреты этого устройства?

– Не только из-за этого. За сто лет каналы забились птичьим пометом, пухом и перьями. Чтобы прочистить их, в некоторых местах необходимо разбирать кладку. Но этого мы сделать не сможем, так как это памятник архитектуры.

41 метр

После подвала стены храма теплые, почти горячие. Над колокольней светит солнце. У колокольни построен только первый этаж, а уже затрачено 120 тысяч кирпичей. Всего на строительство уйдет 650 тонн (!) кирпича, а колокольня – лишь малая часть храма.

– Я узнал, что в храме был зерносклад, строительный склад, ДЮСШ, музей. Сто лет Церковь будто поднималась из подвала и вот скоро поднимется на колокольню. Какая будет высота?

– 41 метр, 20 сантиметров.

– Это здание самое высокое в Мендыкаре?

– Вероятно, так.

– Церковь станет выше всех и ее путь наверх закончится. Это хороший символ.

– Работы здесь еще много, – улыбнулся Петр Лебедев, – так что путь наверх она еще продолжит.

Реконструкция колокольни должна завершиться к 1 ноябрю. Газета напишет подробности строительства к этому событию.  

mironov