В минувшую неделю научная и студенческая общественность республики пережила настоящий шок от информации, размещенной заместителем председателя НПП «Атамекен» Олжасом Ордабаевым на своей страничке в Фейсбуке.
Оказывается, теперь целый ряд действующих в РК вузов закрыт для студентов, получивших гранты на образование.
Во-вторых, НПП «Атамекен» совместно с МОН РК отсекли часть вузов от государственной поддержки. Дословно об этом было сказано следующее: «В этом году Министерством образования и науки РК был сделан большой шаг – 36 вузов не допустили к грантам».
Ну и, наконец, главное: оказывается, НПП «Атамекен» в лице господина О. Ордабаева объявила «крестовый поход» некачественным вузам Казахстана.
В принципе, казалось бы, ну и что? У нас в стране свобода печати, и любой гражданин, в том числе и господин Ордабаев, имеет право на свое мнение и его публичное размещение в электронных печатных СМИ.
Все так, если бы не несколько достаточно серьезных «но».
Во-первых, господин О. Ордабаев разместил свои публикации не как рядовой гражданин нашей страны, а как человек, занимающий достаточно высокий пост в НПП «Атамекен», в числе основных задач которой формирование благоприятных условий для развития предпринимательства, а также защита прав и интересов предпринимателей, в числе которых находятся и частные вузы.
Во-вторых, странно слышать от чиновника, наделенного определенными властными полномочиями, призывы к «крестовым походам».
Ведь любой образованный человек знает, что крестовые походы – это черное пятно в истории западной цивилизации. Будем повторять ошибки прошлого? Начнем с «крестового похода», а заканчивать «двойками» и «тройками»? Расстрелами без суда и следствия?
Надо ли напоминать, что по Конституции Республика Казахстан провозглашена правовым государством?
Как замечает г-н О. Ордабаев, сейчас МОН РК (цитата) «сковано тем, что отзыв лицензии занимает очень много времени», поэтому (снова цитата) на период оздоровления системы высшего образования министра нужно наделить исключительными правами, которые бы позволили в ускоренном режиме лишать некачественные вузы лицензии.
А может быть, господин Ордабаев, улучшать качество высшего образования надо начинать не с карательных мер, а с выяснения проблем, которые приходится решать вузам с бесконечным потоком реформ и изменений правил игры на образовательном пространстве? И ставить вопрос не об «отсечении вузов от государственной поддержки», а от избавления их от мелочной опеки и бумаготворчества, которые не оставляют возможности заняться чисто образовательным, учебным процессом?
Ну и в завершение пара замечаний по размещенным в постах О. Ордабаева анонсам.
- «В этом году Министерством образования и науки РК был сделан большой шаг – 36 вузов не допустили к грантам».
Основанием для такого шага явились якобы низкий процент трудоустройства выпускников и неактуальность образовательных программ.
Однако этот вывод, по крайней мере для КСТУ им. академика З. Алдамжар, не соответствует публичным данным НОБД (Национальная образовательная база данных).
В соответствии с Правилами присуждения образовательного гранта для оплаты высшего или послевузовского образования с присуждением степени «бакалавр» или «магистр» (в редакции Постановления Правительства РК от 07.02.2019) образовательный грант – целевая сумма денег, предоставляемая обучающемуся на условиях, установленных законодательством Республики Казахстан, для оплаты высшего или послевузовского образования.
То есть грант предоставляется обучающемуся, а не вузу.
МОН РК не может «отсекать» либо «не допускать» вузы к грантам не только в силу логики (вузам гранты не выделяются), но и в силу отсутствия правовых оснований.
- «В каких именно вузах теперь нельзя обучаться по государственному гранту». (Второй подзаголовок поста).
Ответ на этот вопрос с точки зрения закона может быть только один – в вузах, которые лишены лицензии на образовательную деятельность (см. ст. 35 ЗРК «Об образовании»).
Однако и здесь не все так просто. Ни для кого не секрет, что получить грант еще не значит быть зачисленным в престижный вуз, где стоимость обучения в разы превышает размер гранта. Да и региональные вузы не спешат раскрывать объятия абитуриентам с грантами, поскольку, как правило, на специальность набирается 2-3 человека, обучение которых нерентабельно с экономической точки зрения и неэффективно с методической.
3. 36 вузов Казахстана лишены государственной поддержки.
Любая целевая государственная поддержка частного вуза граничит с коррупцией. В соответствии с Гражданским кодексом РК частное образовательное учреждение является некоммерческой организацией, которая полностью обеспечивает образовательную и производственно-хозяйственную деятельность за счет своих доходов.
В заключение хотелось бы отметить, что широкое освещение таких необоснованных выводов и заключений причиняет психологический и моральный дискомфорт обучающимся в них студентам, их родителям, коллективам ППС.
КСТУ им. академика З. Алдамжар С. Жалыбин