80 ЛЕТ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ. Солдатская правда из окопа

История полковника Павла Васильевича ДАЦЕНКО не отпускает меня c тех пор, как я писал о нем к его столетнему юбилею. Многое из солдатской биографии, к сожалению, не вошло в первую публикацию: газетная площадь не позволила. И вот новый повод вспомнить об этом невероятно интересном человеке.

Есть всё, кроме неправды

В канун 80-летия Победы над фашистской Германией в «Издательском доме» вышла еще одна его книга – «От Курска гнали мы врага». У меня дома хорошая библиотека, но книга встанет в ней особняком. Долгие годы Павел Васильевич Даценко носил в себе память о жестокой войне. Но когда стали подводить глаза, понял, что просто обязан рассказать потомкам о горьком и победном времени. Свои мемуары он диктовал помощнице. Возраст, к счастью, нисколько не повлиял на память.

Мало найдется книг, где с такой достоверной скрупулезностью описано, как выглядит война из солдатского окопа. Обыденность смерти, сила солдатского братства, имена боевых товарищей, бесхитростный военный быт, шутки и солдатский юмор в короткие минуты отдыха… А еще воздушные схватки прямо над головой и разгром группировок противника. Да даже на обложке книги они изображены с поднятыми вверх руками. А бывали  такие случаи, которые даже специально не придумаешь, настолько они невероятны.

Однажды на их воинскую часть прямо на линии фронта набрел цыганский табор во главе с их смуглым «бароном». И прямо в окопах сумасшедшая цыганка все пыталась погадать ему на руке. А ему не надо было гадать: ему обещали сто лет жизни после того, как посчитали убитым и отписали похоронку на родину, в село Владимировку. Это удивительная история, но в воспоминаниях ветерана есть все, кроме неправды.

Точки на карте

Чем еще уникальны только что вышедшие солдатские мемуары? Павел Васильевич собственноручно создал карту своего боевого пути, по которому шел со смертью накоротке к Победе (на нижнем снимке). Этот бесценный документ выходит в качестве приложения к книге и делает ее еще более достоверной. Еще точнее – уникальной. На карту нанесены названия крохотных хуторков под Курском, у которых они сражались с фашистами. Сам Курск, у которого разыгралось величайшее танковое сражение, переломившее ход войны, и далее, до самой чужой румынской границы. Так подробно карты не составляют даже опытные специалисты, но тем она и интересна. Потому что каждая нанесенная на ней точка – это боль, трагедия и победа. И теперь каждый может развернуть эту книжку-раскладушку и посмотреть как это было. А самые любопытные даже сравнят ее с нынешней картой тех мест, которую легко найти в Интернете. И поразятся совпадениям названий хуторов и поселочков, которые снова звучат в новостях о войне.

Позволю себе продолжить рассказ про окопную правду выдержками из книги Даценко, потому что лучше солдата не скажешь.

Кончилось ваше время…

Это было в Будапеште, красивейшем европейском городе, который пришлось брать с очень большими потерями. Город разделял на две части широкий Дунай, причем горная его половина была практически неприступна. Тысячи наших солдат закончили там свой боевой путь. А вот как описывает штурм этой крепости на Дунае Павел Васильевич Даценко.

«Моему взводу досталось какое-то продолговатое здание вдоль дворца с западной стороны. Приказ тот же: «Солдат – без шинели, граната – без чехла». Сколько же этих гранат можно нести с собой одному? Немного. А бросать надо в каждую комнату. Мы бросали, стреляли, а там никого не было. Надоело. Решили просто открывать двери. Я шел в сопровождении командира первого отделения Самаркина, рядового Торопова и других бойцов. Открыли семь или восемь дверей – никого. Уверовали в безопасность, расслабились. Открываю девятую дверь и вдруг… в комнате у стола – генерал с «Вальтером» в руке. Пуля пролетела меньше чем в десяти сантиметрах от моего левого виска, врезалась в косяк. Быстро среагировал Самаркин. Автоматная очередь, «Вальтер» выпадает из рук фрица.

На требование поднять руки, офицер гордо отвечает:

– Я сдамся только генералу.

Но времена, когда они командовали, а мы подчинялись, давно прошли. Первым делом генерал получил солидную порцию ненормативной лексики, потом красочную русскую дулю под нос. А затем с него сняли китель, финкой срезали все пуговицы и ремни на штанах. В таком виде и вывели на улицу.

Возле офицеров нашего полка уже стояли несколько пленных немецких офицеров. А тут еще один появился – генерал, обеими руками удерживающий свои штаны и подштанники. Первым увидел это зрелище майор Наливайко. И командным голосом почти прокричал:

– А это что за клоунада?!

«Клоун» еще посмел пожаловаться на неделикатное обращение и получил-таки в свое распоряжение поясной ремень. Советский солдат все-таки
был милосерден, хотя никто не упрекнул бы бойца за то, что он пристрелил генерала прямо на месте. Ведь отстреливался, мог убить кого-то из наших
бойцов.

И – горькие цифры потерь при штурме венгерской столицы. Вторым и Третьим Украинскими фронтами в Будапеште было окружено 250 тысяч
солдат и офицеров противника (немцев и венгров). За 108 дней окружения противник потерял более 50 тысяч убитыми, 138 тысяч солдат и офицеров взяты в плен. Большие потери были с нашей стороны: убито 80026 человек, ранено – 240056 человек».

Теперь мы сами справимся

И еще одна цитата из новой книги полковника Даценко, которая звучит очень актуально в наше время. Это к словам некоторых западных лидеров на
тему, кто победил и кто кому помогал.

«6 июня 1944 года по радио объявили открытие второго фронта, политработники нам разъяснили: государства антигитлеровской коалиции – США, Англия и Франция – начали войну против Германии. Красноармейцы, прошедшие с боями от Сталинграда до города Яссы, приняли это сообщение без восторга. Командир второго отделения нашего взвода сержант Иван Махота, ухмыльнувшись, сказал: «Нужны они нам сейчас! Надо было открывать им свой фронт в 1942 году, когда мы дрались в Сталинграде. А теперь мы и без них справимся. Ишь, пристроились трофеи делить – германские богатства перекачивать себе».

Такая вот книга о войне, написанная человеком, которому пошел сто первый год.

 

ВЛАДИМИР МОТОРИКО 
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНЫ «ИЗДАТЕЛЬСКИМ ДОМОМ» (Г. КОСТАНАЙ)