​К 130-летию Беимбета Майлина

Его памятник стоит напротив моего дома, на привокзальной площади. На лужайке в сквере- скульптура верблюдов. Наверное, это символично. От древнего кочевого образа жизни к высокоскоростным экспрессам.

Интеллигенция его поколения перескочила сразу от феодального строя к социализму. Шел слом мировоззрения и рост надежд, многие из которых не сбылись. Это было очень сложное время перемен.

Будущий писатель с детства познал тяготы бедняцкой доли, и воспоминания детских лет стали первоосновой социальной направленности его стихотворений и рассказов, повестей и пьес, словом, всего творческого наследия, которое, как и у многих современников Майлина, отличается многожанровостью и тематическим разнообразием. Воспитывала мальчика неграмотная мать, мечтавшая, чтобы ее сын получил хорошее образование. Сам Беимбет жадно тянулся к знаниям, любил читать и очень скоро выучился у аульного муллы казахскому письму. В будущем, как следует из документов партийного учета, заполненных Майлиным в октябре 1936 года, он также овладеет русским, кыргызским, узбекским, татарским, башкирским и уйгурским языками. Эта полифония, ставшая одной из важнейших черт языковой культуры писателя, особенно заметна в его зрелых произведениях.

Тяга к знаниям и неистощимая энергия привели Беимбета Майлина сперва в Троицк, а затем в знаменитое уфимское медресе «Галия», воспитанниками которого были, к примеру, классики башкирской литературы Мажит Гафури, Шайхзада Бабич и Сайфи Кудаш, татарский поэт Хасан Туфан и композитор Султан Габяши. Точные сроки учебы Майлина в Уфе установить достаточно трудно, и виной всему разночтения в документах, в одном из которых говорится о периоде с октября 1915 года по март 1916 года, а в другом – о периоде с октября 1914 года по апрель 1915 года. Так или иначе, учиться юноше довелось всего около пяти-шести месяцев. Однако было бы ошибкою думать, будто этот промежуток времени является всего лишь незначительной деталью в биографии писателя.

При медресе существовала русская четырехклассная школа, Беимбет посещал и ее. Так он, и до того немного знавший русский язык, получил возможность ознакомиться в подлиннике с произведениями И. Крылова, Н. Гоголя, Л. Толстого, А. Чехова, М. Горького и В. Короленко. Особенно сильное впечатление произвели на него рассказы Чехова, знание Чеховым русской жизни, умение кратко и емко сказать в небольшом рассказе о многом. Уже и тогда Майлин начал учиться у Чехова писательскому мастерству. Но, к сожалению, ему не удалось окончить медресе, вместо пятилетнего срока он проучился всего полтора года (на деле, Майлин обучался в уфимском медресе пять-шесть месяцев). У него пошатнулось здоровье, и он вскоре, оставив учение, поехал лечиться в Троицк.

Трагедия простого человека, которая происходила на глазах Майлина, помогла ему осознать священную миссию литературы, ведущей неустанную борьбу за счастье народа. Просветительские идеи молодого учителя постепенно сменяются революционными идеалами, и в дни национально-освободительного восстания 1916 года лозунгом повстанцев становятся его знаменитые слова: «Собирайтесь, объединяйтесь и седлайте коней!» Пережив коренной перелом в сознании, Майлин восторженно приветствует Февральскую революцию, однако уже к концу 1917 года замечает, что посулы Временного правительства остаются пустым звуком и жизнь на руинах рухнувшей империи ничем не отличается от дореволюционной поры. С победой революции воскресли новые надежды. Он работал учителем и редактором. Тогда появились и первые его произведения, в которых были честность, простота и горечь за свой народ. Кончил он трагически. Это была участь многих.

В золотой фонд казахской литературы вошли такие произведения Майлина, как «Восемьдесят рублей», «Тулибай», «Айранбай», «Один шаг», «Разговор в пути», «Первый урок», «Школа Ленина», «Рыжая полосатая шуба», «Кровавый миг», «В когтях у смерти», «Черное ведро», «Азамат Азаматович» и «Коммунистка Раушан» – повесть, ставшая одной из вершин отечественной прозы 20-х годов. Значение этих произведений таково, что Габит Мусрепов имел полное право сказать: «Реализм и профессионализм в нашей прозе в подлинном смысле этих слов более, чем с кем-либо другим, связаны с именем Майлина. Это он был нашим первым прозаиком-художником – и как непревзойденный рассказчик, и как мастер крупной формы в прозе. Все мы вышли и выросли из «Памятника Шуге».

 

Оставьте комментарий