Психологи предупреждают: отсутствие взаимопонимания и теплой эмоциональной связи между взрослыми и их детьми может привести к ситуации, когда ребенок будет искать эту теплоту на стороне. И нередко случается так, что недостающую «любовь» он получает в деструктивных религиозных организациях.
Ассоциация психологов Костанайской области не так давно столкнулась с подобной ситуацией. К специалистам обратилась взрослая женщина, мать двоих детей. Ее дочь, уже совершеннолетняя, начала посещать одну из нетрадиционных религиозных организаций в Костанае. Это вылилось в отчуждение между близкими людьми и привело к скандалу. С подобной ситуацией мать смириться не смогла и обратилась за психологической помощью. Понимала, что в случившемся есть и ее вина, поэтому был аготова работать над собой.
Тамара (имена именены) вместе с мужем воспитывала дочь в строгости. Строгим был и отец этой женщины, дедушка, который также проживал в семье и принимал участие в воспитании внучки. Авторитарный мужчина ни в своей семье, ни в семье дочери не умел проявлять участие, теплоту. Этого не было и в семье Тамары. Родители , как выяснилось, не были вовлечены в жизнь девочки ни на одном ее этапе – детстве, подростковом периоде, взрослении. Однако в семье было принято дарить хорошие и дорогие подарки. Взрослые отчего-то считали, что именно этим и проявляется их любовь к детям.
Неудивительно, что Карина росла тихой и замкнутой девочкой. У нее не было друзей, своей компании. Ее жизнь должна была соответствовать требованиям родителей. Планка в этом вопросе была достаточно высока. Тамара на сессии с психологом даже вспомнила одну ситуацию, которую с мужем и дедом посчитала несущественной. И зря. В детстве Карина как-то заинтересовалась темой существования Бога. Даже купила Детскую Библию, так как очень любила читать. Издание изобиловало иллюстрациями и довольно доступно информировало по религиозным вопросам. Однако когда дочь попыталась поделиться этой темой со взрослыми, те просто не стали слушать, заявив, что «все это – полная ерунда». После этого девочка окончательно замкнулась в себе…
Первые тревожные «звоночек” прозвучали, когда Карине исполнилось 19 лет. Тамара стала замечать, что дочь, к тому времени уже работавшая, по выходным стала уходить из дома, охладела к младшему братишке,с которым раньше с удовольствием занималась. Стала совершенно малообщительной, могла не отвечать на сообщения от родных, и в целом отсраниласьот семьи. Кроме того, часто стала говорить о том, что служение Богу – это главное в жизни. Мол, можно не любить семью, но Бога не любить нельзя. Допытаться, куда и зачем она ходит, родители не смогли, потому попросту проследили за девушкой. Тогда и выяснилось, что Карина посещает одну из нетрадиционных религиозных организаций. Мать своей адептки , естественно, встретили в организации весьма доброжелательно, несмотря на ее воинствующий настрой. В итоге скандала не удалось избежать. И разгневанная мать ударила дочь…
И хотя отношения с дочерью всегда были недостаточно теплыми, неблизкими, Тамара все же чувствовала вину. Она поняла, что произошло что-то ужасное. После того, как все открылось, за Кариной установили тотальный контроль. Дедушка возил внучку на работу и забирал ее, из дома ее не выпускали. Понятно, что это был далеко не эффективный метод. И действовать так — только убеждать девушку в собственной правоте. Мы не можем изменить других — только себя.
Обращение Тамары к психологу помогло всей семье. После глубокой работы со специалистом Тамара поняла, что неправильно расставляли приоритеты в жизни и в воспитании детей. И когда мать и другие члены семьи изменили свою линию поведения, изменилась и Карина. Она стала жизнерадостной, стала интересоваться собой, вновь с любовью стала относиться к младшему братику. Ей тоже помогли встречи с писхологом. И вес же основная причина проблем крылась как раз в поведении взрослых. Девочке во взаимоотношениях с родными просто не хватало любви и понимания. Вот она и пошла «дополучать» их там, где, по ее мнению, ее приняли и поняли.
Психолог Лариса Борисова предупреждает: нужно быть внимательными по отношению к своим детям. Наблюдать, реагировать на перемены в настроении, не оставлять ребенка наедине со своими чувствами и переживаниями.
— Явление ухода молодых людей в различные религиозные организации, в первую очередь, проявление отсутствия критического мышления и побег от реальности. И это, как правило, следствие уже имеющихся психологических проблем, — считает Лариса Борисова. — Если с раннего детства ребенок растет в обстановке эмоционального холода, то потребность в понимании и любви остается у него нереализованной. Именно эту уловку используют манипуляторы. Они «закрывают эмоциональную дыру», правда, на поверхностном уровне. На самом же деле преследуют иные корыстные цели. Однако чтобы распознать скрытые мотивы, человеку необходимо обладать критическим мышлением. А оно не может сформироваться, если семейная система авторитарна и устроена по принципам подавления личности, недоверия и контроля. Если же родители выстраивают отношения с ребенком таким образом, чтобы укрепить эмоциональный контакт, то заметить изменение его настроения будет совсем не трудно. Если не получается сделать это самостоятельно, то своевременная помощь психолога будет крайне уместной. Напоследок хочется напомнить: большая часть нетрадиционных религиозных организаций носит деструктивный характер. Подавление личности, полное подчинение с целью прежде всего финансовой выгоды, а также эксплуатации – таковы истинные цели деструктивных течений.