Человеческое сердце все же склонно к добру. Ведь даже, когда смотрим кино, ждем хэппи-энда. Разве это не проекция наших истинных стремлений?
Когда видишь, что творится вокруг в мировой политике, в соседнем с нами дворе, так и хочется воскликнуть: «Что же вы делаете, люди! Остановитесь!». Откуда столько агрессии и равнодушия? А все из детства. Кто так проявляет себя в обществе по отношению к другому – это недолюбленные дети или дети, искалеченные психологическими травмами и комплексами. Возможно, не получавшие подарков от Деда Мороза или доброго слова от взрослых. Ведь именно отношение взрослых формирует у малыша отношение к себе и миру.
И все же даже грешники могут, искренне раскаявшись, получить прощение. На том зиждутся мировые религии. В этом суть любви. Посмотрите и на то, как под воздействием человеческого сознания трансформировались праздники и сказки. Хеллоуин завезли в США ирландские эмигранты. Мистический праздник конца лета перерос в веселую забаву. У древних славян не было традиции наряжать елку. Этот праздничный символ пришел от немцев. И часто в древности ель наряжали кишками и внутренними органами принесенных в этот день в жертву животных. Потом христианство запретило жертвоприношения, и народы Европы перешли на шары из дерева и бумажные гирлянды.
Русские народные сказки, собранные в XIX веке фольклористом Александром Афанасьевым, в оригинале полны жестокости. Автор после цензуры отдельно издал сборник сказок для детей. Сказки братьев Гримм изначально предназначались для взрослых. Авторы видели в народных преданиях выражение немецкой поэтики и не придавали особого значения недетским деталям: мачеху Белоснежки в конце сказки заставляют танцевать в туфлях из раскаленного железа, сестре Золушки голуби выклевывают глаза… Уже на волне славы Гримм переработали сказки для детей, убрав кровавые подробности и присовокупив мораль.
Сказки Ханса Кристиана Андерсена тоже не вызывают особого оптимизма. Из 156 его произведений 56 заканчиваются смертью. Но благодаря мультипликационным студиям дети, особенно западные, знают хорошо закончившуюся историю про ту же Русалочку. А знаете ли вы, что прототипом Деда Мороза было древнее кельтское божество Великий Старец Севера. Он ходил по домам с холщовым мешком в первый день Нового года. Но не раздавал подарки, а собирал жертвоприношения, которые ему не дали в течение года. Его приход не предвещал ничего хорошего. После его визита оставались обледеневшие трупы. Друиды и вовсе свирепому божеству приносили жертву, привязывали на морозе к дереву раздетую юную девушку. Ее труп и стал прообразом Снегурки.
Век жестокий и кровавый сменился добрым. С толерантностью, терпимостью и всепрощением. Будем верить, что Добро победит снова и в мировой политике.