Вы удивитесь, но у Достоевского и Гоголя сегодня не было бы ни единого шанса стать известными. Первый был бы отправлен в корзину за отсутствие стиля, второй – причислен к неформату.
Племянница сообщила: дочьшкольница и ее подруги подсели на книги. Запойно читают, выписывают по десятку наименований с Wildberries и других площадок. Книги красивые, имена авторов звучные, стиль во всех произведениях примерно одинаковый. Не стал расстраивать племяшку рассказами о том, как сегодня работают центральные российские издательства. Вам, так и быть, расскажу.
В издательстве несколько редакций: женской, мужской, приключенческой, фантастической прозы. Отдельно – фэнтези, куда входят новомодные жанры стимпанк, уся, бояр-аниме и прочие. Иногда особняком – редакция LitRPG, литературы, имитирующей прохождение компьютерной игры. Во главе каждой редакции главный редактор, он же основной генератор серий. Внутри редакций может быть несколько десятков таких серийных направлений. Например, серия «Дама с камелиями», «Женский спецназ» и т.п. Главред объединяет редакторов серий, а те стимулируют работу книггеров, безымянных писателей, работающих за неплохую по меркам рынка зарплату. В книггеры попасть сложно, в основном по протекции, потому что это люди, свято хранящие редакционную тайну. Например, секрет о том, какие авторы являются «живыми», а какие – рожденными в коллективных мозговых штурмах. Все эти Лолы Знаменские, Милы Золотницкие, Беллы Романские, Евы Грин… Даже если автор реально существует, как, например, Ринат Валиуллин, то даже такой «гигант современной мысли» творит под пристальным оком редактора-стилиста, который правит, вымарывает и заменяет целые куски нещадно. Задача сегодня одна: писать одинаково доступно, понятно, целыми цитатами, которые потом девочки-школьницы будут выписывать, запоминать и цитировать.
Интернет пестрит жалобами на издательства. Мол, выбросили в мусор мою трилогию, завернули отличный роман, не отвечают. У «Эксмо», например, есть автоматическая система отбора рукописей. Она срабатывает за несколько секунд. Приходит ответ, что рукопись получена, а через минуту – что она не соответствует редакционной политике.
Школьники действительно стали читать больше. Книжный рынок, несмотря на размах социальных сетей, продолжает расти. Но, товарищи взрослые, спросите детей, что именно они читают? Чехова, Толстого, Шолохова? Увы. Все те же Милы Золотницкие да Евы Грин. Интерпретации «оттенков серого» и прочих влажных фантазий.
Интеллектуалы плачут о грядущем нашествии нейронных сетей, а следовательно, нейронных писателей. А какая, собственно, разница? Живых авторов-то уже давно нет. Сплошные всплески групповой творческой активности. Возможно, нейросеть предложит читателю что-то более неожиданное и свежее, чем покрытые плесенью мозги книггеров. Лично я за развитие онлайн-библиотек, а грядущий триумф нейролитературы только приветствую. Все это гораздо честнее, чем то, что мы имеем сейчас.