Чему нас трудно научить

Китайскому языку? Для большинства некитайцев он нетрудный – за ненадобностью. Программированию, конструированию, хождению по канату между небоскребами? Кому надо, научатся. Но есть вполне простые вещи, которым непросто научить.

Минувшей зимой со мной случился очередной день рождения. Небо серое, солнца с неделю не видели, рассвет поздний, закат ранний, настроение непраздничное. Но все шло по графику. После обеда поехали за внучкой-первоклассницей в начальную немецкую школу. Подошли к турникету. Вдруг меня окружают дети с рисунками, пожимают руку, говорят пожелания, даже песенку спели. Не сразу сообразила, что же происходит. Оказалось, наша Анюта оповестила класс, что у бабушки день рождения, учительница поучаствовала – так появились рисунки и остальные радости, подаренные чужой бабушке чужими внуками. Потом я, конечно, вытирала глаза, старалась всех обнять и поблагодарить. Никогда столько малышей сразу меня не поздравляли. И я в своем детстве в подобных акциях не участвовала: нас этому не учили ни в первом, ни в десятом классах, и вообще нигде и никогда. Что у Тани или Сережи есть бабушка, которую можно было бы поздравить всем классом – рисунком или стихотворением, – это из ряда «я вас умоляю». Для учителя, который ставит отметки, рисовали и читали стихи, еще Деду Морозу пытались нравиться, и если помните Грибоедова, то и «княгине Марье Алексевне».

В моей жизни было много чего – занесло в Германию, что не планировалось и до сих пор не укладывается в биографию. Но именно здесь пришлось завидовать, чего не любила и не люблю. Точнее, сожалеть, что не у нас цветущие благоустроенные деревни, что не наши дети в таком количестве одержимы движением: бегают, плавают, гоняют на велосипедах по велодорожкам, которые везде и всюду. Рядом с домом, где мы живем, уютно расположился футбольный клуб с более чем столетней историей – местная лига. Вечерами в любую погоду здесь либо тренируются, либо соревнуются. А недалеко конный клуб, теннисный корт, бассейн – со своими спортсменами и фанатами. Главное достоинство всего упомянутого – доступность.

Когда-то мы победили их дедов и прадедов. Ворошу свои костанайские архивы по теме «Дети вместо взрослых». Название районов, школ, трудодни, обучение сельскохозяйственным навыкам. Кустанайский облисполком решил, начиная с 7 класса, учить ребят уходу за посевами, весенне-полевым и уборочным работам (Ф.Р – 268. Оп.1. Д.346. Л.317-318). 4.09.1943 г. начальник Пешковского райзо пишет председателю колхоза им. Шмидта: «В целях подлинной борьбы с потерями колосьев, метелок проса обязываю вас лично организовать на эту работу ребят внешкольного возраста» (Ф.Р – 398. Оп. 1. Д. 14. Л.10). Внешкольный возраст – это дошколята. Потом они выросли и стали спасать своих детей и внуков от тяжелой «учебы». Судя по тому, как редеют села, спасают до сих пор. Деревня даже не пытается конкурировать. С «ними».