Люди более старшего поколения помнят, что летом во врем каникул дети среднего возраста читали обычно книги Гайдара и Осеевой. Времена изменились. Сегодня подросткам книги о жизни их сверстников в советское время кажутся фантастикой. Другая жизнь, приоритеты, интересы. Поэтому и другая литература.
Чаще всего это приключения и фэнтези. Одной из таких книг является «Тайна древнего амулета».
В новой книге Аллы Озорниной «Тайна древнего амулета» происходят страшные события. В мастерской художника хан сошёл с полотна и в призрачном виде стал приходить к Агнии и требовать, чтобы она помогла ему вернуть амулет. Если Агния не сможет осуществить просьбу древнего монгола, то в городе случится взрыв и погибнут люди! У девочки, кроме проблем древних людей, в жизни много непонятного. Вот, например, новый дядя Ираклий не очень-то похож на настоящего родственника и вызывает нехорошие подозрения. А в школе королева класса Лерка обещала устроить Агнии «весёлую жизнь». Но девочка не отчаивается. Она устремляется вперед, преодолевает все препятствия и находит новых друзей.
Для тех, кто любит и знает турецкие сериалы я нашел книгу о сороковых годах в Турции. У них это было время революционной борьбы целого поколения.
Но во многом книга оказалась сегодня актуальной.
«Дьявол внутри нас» — психологический роман турецкого писателя Сабахаттина Али. Впервые издан в 1940 году. Роман повествует о любви молодого интеллигента Омера к студентке консерватории Маджиде. Действие романа разворачивается в Стамбуле, в начале XX века.
Начинается все довольно романтично на фоне залива, как и принято в турецких сериалах про Стамбул. Омер со своим товарищем Нихадом переправлялись на другой берег Стамбула, когда Омер заметил сидящую на пристани девушку. Он мгновенно в неё влюбился и захотел познакомиться. Оказалось, что девушку зовут Маджиде, она является дальней родственницей Омера и живёт у его тети. Маджиде 18 лет, и она учится в консерватории.
Молодые люди влюбляются друг в друга, женятся, но тут-то и начинаются проблемы. Когда первый туман влюбленности рассеивается оказывается, что Омер способен только любить и дико ревновать свою жену. Но он не способен ни содержать семью, ни найти работу, ни решить какие-то бытовые проблемы. Маджиде приходится брать все на себя.
Основным тезисом романа является то, что дьявол живет внутри каждого из нас. Человеческая жизнь- это борьба доброго и злого начала. Достаточно только один раз своему внутреннему дьяволу позволить поднять голову, и все – ты пропал. А может, это просто авторская выдумка, насчет живущего дьявола в душе у каждого. Может, это лишь удобное оправдание плохих поступков.
Роман был написан в 1940 году – в то время, когда фашизм уже победным маршем проходил по Европе, когда его истинная сущность была понятна всем, и опасность превращения патриотизма в крайний национализм (читай нацизм) пугала многих. Вслед за германским гегемонизмом появился и итальянский, японский… Не стал исключением и турецкий. Не зря на страницах книги среди множества пустых речей, идейного пафоса в разговорах «друзей» Омера, а затем и его самого проскакивает пантуркизм – планы турецких шовинистов, мечтающих о создании «Великой Турции» (Турана) от Урала и Средней Азии до Средиземного моря. Накануне Второй мировой войны в Турции активизировались националистические силы. В их «клубах», щедро финансируемых из Берлина (в книге – «откуда-то из-за границы») составляются списки интеллигенции, подлежащей физической расправе, и той, которая в этом поможет. Все эти шаги, сама психологическая атмосфера хорошо показаны в романе. Поэтому он глубоко психологичен. Сабахаттин Али, как истинный драматург и реалист, хорошо показал через судьбы отдельных людей, через их личную драму всё общественное содержание. В романе изображены два дома, две семьи, олицетворяющие две противоречивые эпохи, которые наложили свой отпечаток на жизнь страны – распада старого отжившего феодализма и зарождения нового капитализма – со всеми их противоречивыми сторонами и недостатками. Именно на этом фоне эпохи, их столкновении и формируется психология героев.
Финал открыт. Может быть, герои и останутся вместе, потому что они нужны друг другу, а может быть, Маджиде все-таки пойдет своей дорогой.
И третья книга, которая привлекла мое внимание-это сенсация последних месяцев-найденный последний роман известного русского писателя, последнего революционера-романтика Эдуарда Лимонова. Он интересен тем, кто любит мемуарную литературу, потому что о Москве шестидесятых и реальных представителях интеллектуальной тусовки.
Книга называется «Москва майская».
До самой смерти писатель сокрушался о канувшей в Лету рукописи «Москвы майской» — полумифический текст был по ошибке сожжен в камине неким капралом. Однако в декабре 2024 года роман неожиданно всплыл в бумагах Андрея Синявского — и благодаря «Альпине» вот-вот обрушится на читателей.
С одной стороны, «Москва майская» — безукоризненное шестидесятническое произведение, пахнущее сиренью, липовыми почками и дешевым алкоголем. На школьных дворах кричат дети, играет губная гармоника, чирикают воробьи — лимоновская Москва похожа на хуциевско-шпаликовскую утопию, ту, где «День был светлый и свежий,/Людям нравилось жить». Голод, неустроенность (харьковчанин без прописки рискует быть изгнанным на малую родину), отсутствие перспектив — да и черт бы их побрал, эти перспективы, пойдем лучше бегать под майским ливнем.
Герой книги, как всегда, узнаваем: «Юноша, прибывший покорять Москву, был одет по самой последней харьковской моде того времени. Фигуру его скрывало массивное черное пальто с воротником из меха молоденького каракулевого барашка, на голове героя красовалась грузинского стиля черная кепка-“аэродром”, на ногах были американские армейские сапоги. На сапоги спускались черные брюки с широченными штанинами, брюки уходили вверх под черный жилет, а жилет был покрыт пиджаком той же ткани. Белая рубашка стягивала воедино костюм нашего героя» — так описывает себя Лимонов в одной из первых глав книги.
«Москва майская» пронизана духом безумных и полусвободных оттепельных 1960-х, когда, казалось, еще можно было быть поэтом, не обращающим внимания на советскую власть. Московские адреса от Уланского переулка до Беляево, куда еще не ходит метро, и приметы времени вроде винного автомата — дань модерну 1960-х в магазине «Вино» на Садовом кольце. В нем, со знанием дела пишет автор, «каждый выдоил из винного автомата по стакану портвейна».
Приехавший покорять Москву поэт мастерски шьет брюки — эта деталь его биографии, пожалуй, известна каждому. Но кроме брюк были еще и моднейшие сумки, которые его первая жена, художница Анна Рубинштейн, продает в ГУМе из-под полы. «Сумки — их личное изобретение. Один из способов сделать деньги из ничего.
Герои романа- поэты, писатели, модники и просто светские львы и львицы советской богемы. Здесь друзья-поэты Генрих Сапгир и Игорь Холин, художник-график Анатолий Брусиловский, Анатолий Зверев, авангардист, который после смерти был признан гением. А также Эрнст Неизвестный. Иной раз Эрнст оптом закупал у поэта десяток сборников, чтобы продавать и дарить их своим влиятельным и именитым друзьям. Через Эрнста стихи Лимонова попали к братьям Стругацким, уехали в Армению и Грузию», — пишет Лимонов.
От юного поэта достается всем: и Борису Пастернаку, и Давиду Самойлову.
В общем, книга неординарная и очень познавательная. Ее можно разгадывать, как литературный кроссворд.