48-летнего Миршата Сарсенбаева обвиняют в тяжком преступлении – вымогательстве 20 млн тенге или взамен денег – дорогостоящей автомашины Shacman. Именно поэтому процесс проходит в специализированном суде по уголовным делам. Потерпевшей стороной признано ТОО «Poultry-Agro» (Карабалыкская птицефабрика) в лице его генерального директора Кайрата Маишева.
«Ничего не вымогал, ни у кого не требовал деньги», — в ходе своего допроса заявил Миршат Сарсенбаев.
Напомним, с чего все началось. По словам подсудимого, 5 февраля этого года он возвращался домой из Пешковки и увидел двигавшийся впереди по дороге трактор с необычным грузом Карабалыкской птицефабрики.
— Я стал случайным свидетелем вывоза на мороз в степь полуживых существ. Маленькие цыплята были вперемешку с мусором, как навоз, они отчаянно пищали. Картина была очень тяжелая, я не мог пройти мимо, — рассказывал в суде Сарсенбаев. Этот сюжет с комментарием тракториста птицефабрики он и выложил на своей странице «Неудобные вопросы Миршата Сарсенбаева» на канале YouTub. Задал вопрос: «Утиль. Законно ли это?»
По словам Сарсенбаева, его блог существует с 2019 года, на нем он выложил свыше трехсот роликов. Причем, иногда самых скандальных.
— Я нахожусь между властью и людьми. Люди приходили ко мне, я шел к власти. Мои видео не проходили даром, всегда находили отклик, — рассказывал подсудимый.
На этот раз тоже был отклик. После сюжета Сарсенбаева в отношении птицефабрики возбудили три административных дела, предприятию пришлось заплатить штрафы в полмиллиона тенге. Сейчас обвинение заявляет, что тем самым блогер нанес птицефабрике материальный и репутационный ущерб. А он-то думал, что вскрыл недостатки!
Дальше события развивались так. К Сарсенбаеву приехал Игорь Шишов, адвокат, работавший, как выяснилось, на Карабалыкскую птицефабрику. Попросил удалить ролик. Обещал деньги. Блогер отказался.
— Я сказал, что остановлюсь тогда, когда на птицефабрике наведут порядок. Что мне деньги не интересны. Но Шишов не прекратил попыток говорить о деньгах. Это были провокации вымогательства, — заявил при допросе подсудимый. …13 февраля он приехал ко мне ночью, говорил: «Я привез деньги, я привез рюкзак…» Ничего не получилось, так он подкидывает деньги 19-го в мой палисадник!
По заявлению Шишова полиция и возбудила уголовное дело по вымогательству.

На последнем судебном заседании изучали материалы уголовного дела, просматривали видео обысков, которые проводились даже глубокой ночью. Все это походило на спланированное шоу. Если исходить из того, что адвокат Шишов написал заявление в полицию и, по сути, дальше действовал под ее присмотром, стражи порядка должны были знать, куда и когда он бросит пакет с миллионами, которые, якобы, у него вымогал блогер. Тем не менее, на протяжении семи с лишним часов сотрудники полиции без санкции следственного суда (по согласованию с прокуратурой и обосновывая свои действия необходимостью немедленного их проведения) проводили обыски. Перевернули весь дом, изъяли несколько сотовых телефонов, в том числе членов семьи, компьютерные блоки. Залезли, не спрашивая разрешения, даже в дамскую сумочку дочери Миршата Сарсенбаева.
При этом перед началом обыска, как заметили в суде при просмотре видео адвокаты, предложили выдать хозяину дома запрещенные вещи, даже не упомянув, что конкретно ищут. Хотя в постановлении об обыске речь идет конкретно о деньгах. Более того, сын блогера Миржан (он – общественный защитник отца), хорошо зная местных жителей, заявил: на видео с обыском дома присутствуют не те понятые, которые указаны в итоговом документе после его проведения. Не видно при видеосъемке и ныне акима Карабалыка (на момент обыска он был заместителем), хотя его подпись есть под протоколом обыска. В связи с этим суд удовлетворил ходатайство адвокатов Сарсенбаева о вызове этих людей, включая и начальника Карабалыкского РОВД в суд.

Дальше просмотрели видео с обыска лично Миршата Сарсенбаева. Это происходило у здания РОВД. Из карманов вытащили его банковские карты, 100 тысяч тенге наличными и портмоне. Деньги были совсем не в тех купюрах, в которых их должен был передать блогеру Игорь Шишов. Однако только после неоднократных заявлений в прокуратуру, говорили в суде защитники, их вернули. При всех обысках Сарсенбаев постоянно говорил, что ему нужен адвокат. Однако ему отказывали, поскольку, де, он еще не в том статусе, когда ему обязаны предоставить защитника. В суде в ходе просмотра видеоматериалов адвокат Снежанна Жукова заявила по этому поводу суду ходатайство вынести постановление в адрес прокуратуры об игнорировании полицейскими права блогера на защиту. Представители потерпевшего были против, а вот гособвинитель Еркебулан Айтбаев неожиданно поддержал адвоката, заявив, что «Факт имел место быть», и прокуратура обязательно на него отреагирует.
Видеосъемка следующего места обыска в поисках денег вообще вызывает, мягко говоря, недоумение. Это – металлический контейнер и так называемый водомат (популярный сегодня аппарат для очистки воды, такой, поскольку он был зарегистрирован как индивидуальный предприниматель, был у Сарсенбаева). Очень поздний вечер 19 февраля, сильный мороз, а сотрудники полиции пытаются вскрыть водомат. Присутствующий при этом Миршат Сарсенбаев замечает: все замерзло, видно же, что никто им недавно не пользовался. Однако для проводящих обыск это не довод. На месте появляется горелка, ею пытаются разогреть замерзшую металлическую конструкцию. Сломали замок, вскрыли и ничего не нашли. А в протоколе обыска почему-то записали адрес находящейся недалеко двухэтажки.

Следующим, если следовать изученным в суде видеоматериалам, был обыск машины Сарсенбаева. В итоговом протоколе напишут, что он производился в одном из микрорайонов поселка, однако реально это был гараж местного РОВД, куда автомобиль загнали еще раньше. На видео блогер говорит: зачем нужен еще один обыск машины, ведь до него уже были два. Реакции со стороны полицейских нет, они методично разбирали автомобиль «на части». Денег не нашли.
Затем опергруппа направилась на место следующего обыска – в районный Дом культуры, где работал Сарсенбаев. Время – около двух часов ночи уже 20 февраля. И тут пока не все понятно. При своем допросе в суде Миршат Сарсенбаев говорил, что его завели за сцену, где находились аким, прокурор и начальник РОВД. Стали угрожать: «Отдай деньги! Зачем ты это сделал?». А начальник РОВД, якобы, показал запись: «Видишь, тебе перекидывают деньги». По словам подсудимого, он узнал свой забор и ответил: «Я ничего не брал! Ищите там, куда кидали».
В видеоматериалах этого, конечно, нет. Зато частично слышен диалог Сарсенбаева и полицейского:
— Это двор дома…Я не видел…
— Что за пакет?
— Я его не видел.
— Но вы же знаете, что там находится?
— Могу только предполагать, что там. Надо посмотреть…
— От кого получили?
— Я не получал, не видел! Он позвонил, сказал, какой-то Игорь. Он меня преследовал, хотел деньги вручить…
Двор дома Сарсенбаева, глухая ночь, на снегу черный пакет. Его открывают, там 15 миллионов тенге, 75 купюр достоинством 20 тысяч тенге без банковской упаковки. Их начинают пересчитывать…
Вопрос дознавателя:
— Этот пакет вам должны были передать?
— Откуда я знаю!? – отвечает Сарсенбаев.
— Вы с какой целью получили денежные средства?
— Никаких целей не было. Я не получал. Кто меня преследовал? Тот, кто приезжал, звонил, я же не звонил!
Все вопросы и окончание видеосъемки – на следующем судебном заседании.








