Новый учебный год отметился новизной подходов к школьной жизни в целом. Повышенное внимание к искусственному интеллекту будоражит общество.
«ИИ не должен стать точкой в развитии»
Римма БЕКТУРГАНОВА, председатель Альянса женских сил Костанайской области, доктор педагогических наук:
– Самый обсуждаемый среди педагогов вопрос: как относиться сегодня к традиционным формам обучения, если сверху и снизу только и слышишь про ИИ? Разделяю позицию коллег – она, однозначно, в пользу учителя. Искусственный интеллект не более чем инструмент – удобный, технологичный, иногда вне конкуренции. Но давайте не будем пасовать перед ним, отменять эмоции, человечность, патриотизм, благородство, восприятие высокой культуры, над чем мы бьемся долгие годы, чтобы лучшие качества предков стали достоянием новых поколений. Иногда приходится слышать от коллег: а не скажут ли завтра, что мы попали в ловушку к ИИ? Не хотелось бы. Нужны пилотные проекты, честный анализ результатов. ИИ не должен стать точкой в развитии. Он хорош, когда им пользуются люди, уже получившие развитие, в том числе гуманитарное.
«Рекомендую прочитать «ИИ 2041…»
Турар ЕЛИБАЕВ, докторант КРУ им. А. Байтұрсынұлы:
– Потеря базовых знаний нам не грозит: уже выработаны требования к уровню грамотности. Однако негативные тенденции уже прослеживаются. Домашние задания стали рутиной для учеников, тогда как проверка реальных знаний возможна только на занятиях. При этом не стоит считать эталоном формат передачи знаний от измученного рутиной учителя измученному тем же ученику. Будущее за индивидуальным обучением, при котором учитель не загружен бумажной волокитой: он создает программу и работает в тандеме с ИИ – искусственным интеллектом. Сегодня мы не всегда понимаем, как правильно его использовать в учебном процессе. Рекомендую прочитать книгу Кай-фу Ли и Чэнь Цюфань «ИИ 2041. Десять образов нашего будущего». Она дает ответы на многое. Учитель не уходит в забвение, а дети не становятся Незнайками. Далее, по логике вещей, возникает вопрос прикладного характера: нужны ли будут работодателю выпускники учебных заведений такого уровня? Здесь не все просто. Но умение задавать правильные запросы нейросетям – уже весомый плюс к естественному интеллекту. Скоро он позволит высвободить время для решения важных задач.
«Ставлю знак вопроса»
Фарид ДАНДЫБАЕВ, журналист:
– Сентябрь только начался, но Instagram уже принес трагическое сообщение из Шымкента. Сигнал того, что школьная среда не защищает, у нее нет нравственной опоры (ставлю знак вопроса). Упоминаю случившееся в контексте того, что фаворит на сегодня – концепция STEM: наука, технологии, инженерия, математика. Это логично и важно. Но лично мне большая часть технических знаний и теорем никогда не пригодилась. А делать нравственный выбор, способность сопереживать и чувствовать свою ответственность школа учила и оставила след. Почти каждый день жизнь ставит нас в условия, где работают не формулы, а твое кредо. Техника без нравственных ориентиров – инструмент без смысла. Поэтому гуманитарным предметам должно быть уделено самое пристальное внимание. Литература, история, искусство формируют фундамент личности. И философия – важнейшая из наук. Если точные науки показывают, как добраться до цели, то философия – стоит ли туда идти. Школа будущего – это не столько про знания и навыки, сколько про мастерскую человека – воспитание.