Нестабильная погода, нехватка механизаторов создают реальный риск для уборочной кампании. Обсуждаем тему с экспертами «КН».
Мирамгали АКМОЛДИНОВ, тренер по единоборствам спортсменов-профессионалов:
– В свое время, а это пять лет, я был заместителем директора ТОО «Байлык-жер» в Карабалыкском районе. Знаю, что такое сенокос и что такое уборочная кампания. Проблем хватало, но главная из них – кадровая. Даже если погода способствует, и техники достаточно, без хлебороба работа будет стоять. Но желающих поработать в поле хотя бы один сезон, все меньше и меньше. Кто реально может сегодня помочь убирать зерно, так это сотрудники органов внутренних дел. Они хорошо понимают: крестьянину каждая минута дорога. Надо обеспечить его безопасность и сохранность урожая. Хлеб – это материальная и моральная ценность. Надеюсь, на сегодняшний день есть понимание всего этого.
Булатбек ЕСЕТОВ, заведующий ветпунктом с/о им. Омара Шипина Алтынсаринского района:
– Профессия хлебороба – вымирающая. Сейчас крестьяне в поисках хороших механизаторов с ног сбиваются. Мало кто хорошо разбирается в сельхозтехнике – молодых она не интересует. Не знаю, как у других – я по ближним поселкам сужу. Привлекают людей на время уборки, но тут есть и обратная сторона. Руководство хозяйств тоже опасается брать кого попало. Бывает, возьмут работника, а он в самый разгар уйдет, если где-то больше обещают заплатить. Надо налаживать эту систему, чтобы была стабильность. Поэтому люди едут в город, работают на постоянной основе. Уже пора государству ставить вопрос так, чтобы было все стабильно – и наем на работу, и заработки, чтобы человек не бегал от одного хозяина к другому. Да и ничего нового не надо придумывать: работать по типу совхоза, чтобы растениеводство и животноводство совмещались, а круглогодичный цикл позволял иметь нужный штат работников.
Турар ЕЛИБАЕВ, преподаватель КСТУ им. З. Алдамжар, докторант КРУ им. А. Байтұрсынұлы:
– Идея участия студентов в сборе урожая – это не просто помощь аграриям, но и возможность социализации, трудового воспитания и, конечно, заработка. На пашне студенты могут получить опыт, командный дух, новые знакомства. Это вполне может стать частью современного «лагеря для взрослых», о чем сегодня с ностальгией пишут в соцсетях. Думаю, привлечь в село может хорошо организованная программа с утренним трудом на свежем воздухе, совместными обедами, и вечерней активностью: кино, песни, разговоры у костра… Без этого молодежь не заманишь. Романтика коллективного труда, знакомая прошлым поколениям, сегодня – лишь строчка из школьного учебника. Но это не означает, что от идеи нужно отказаться. Напротив, при грамотной организации и поддержке бизнеса такие программы могут стать новой формой летней практики, волонтерства или даже этно-лагерей. Все это можно осовременить, сделать привлекательным.