Экспертный совет. От миллениума до четверти века

Заканчивается первая четверть 21 века. Как мы жили и живем? Вопрос к экспертам «КН».

Евгений АМАН, ветеран госслужбы РК:

– Конец 1999 года: я только начинал работать в Парламенте, а для страны заканчивалось тяжелое десятилетие. Но 6-7 лет нового века ознаменовались дорогой нефтью, и впервые в бюджете страны появилась инвестсоставляющая. Нуждалась в восстановлении часть советских предприятий: дефицит рабочих мест раскалял общество. Но снова навалился экономический кризис, и тогда Нацфонд, о создании которого много дискутировали, «проявил свои лучшие качества». В конце первого десятилетия 21 века накопление госресурсов стало трендом. Были выделены направления с ожидаемым эффектом. Вектор экстенсивного развития вел в тупик. В частности, на АПК давил избыток зерна. Рынки пшеницы занимали конкуренты, и это был сильнейший пинок.

Но сегодня это уже не панацея. Глубокая переработка всего, что производит АПК, повысит стоимость продукции и удешевит ее транспортировку. Усложнилась логистика, растут тарифы – оплачивает эти проб лемы аграрник. Выигрывает уже не мука, а продукт третьего и т.д. передела. Внутренний рынок расширяет животноводство, которое тоже есть «передел». Вопрос: кто будет финансировать? Удешевлять банковские деньги – задача государства. Но огромные средства идут на инфраструктуру, строительство и коммуналку – все изношено. Однако, такой вид деятельности не производит товаров народного потребления. Отсюда, как минимум, засилье относительно дешевого импорта. Сегодня первостепенны отечественные товары и средства производства – машины, оборудование, строительные материалы.

Гульмира КАПЕНОВА, советник акима Костанайской области по делам семьи и женщин, общественный деятель, предприниматель:

– 2000 и 2025 – годы не похожие, так и должно быть. Как мы готовились к миллениуму? Совещания Шукеев вел лично. Детские дома и кризисные центры были переполнены, стояла задача сделать праздник для всех. Идея тотального охвата обездоленных довела нас до создания общественных объединений, например, в Бизнес-колледже мы стали работать с юными лидерами и продолжали развиваться на разных площадках. Долгие годы была причастна к молодежной политике, и этим горжусь. Четверть века показала, что привлекательно для гражданского общества – тогда только начинали понимать, что оно значит. Наша область лидировала в стране по поддержке гражданских инициатив в 2007 – 8-9-х годах. Но надо было искать путь и для себя лично. После долгих сомнений ушла с головой в туристическую сферу, в любимые мною, получившие господдержку и ставшие популярными местные маршруты.

А еще вырастила сына, ему сейчас 20, горжусь своим помощником и советчиком. Было и выгорание – после 7 лет в статусе депутата маслихата. И не потому, что время пришлось на Кантар и пандемию. Даже ближайшее окружение не понимало, что мы там делаем и для чего. Но сейчас встречаю людей, которым тогда получилось помочь, радуюсь им.

Жомарт ТУБЕКБАЕВ, в 2000-2005 гг. – аким города Аркалыка:

– Для человека важно, где он нужен, как работает, что он сделал. Для меня 21 век начался трудно, интересно и продуктивно. Самые важные события произошли с 2000 по 2017 год. Первый период – кризисный Аркалык. Большую помощь мне оказали жители города – я был с ними открытым, проводил в прямом эфире «Час акима», отвечал на все вопросы. Моими учителями были Умирзак Шукеев и Виктор Мейстер.

Далее работал в частной компании Bi group. Строили железные дороги Жетиген – Хорос, Шалкар – Бейнеу, сухой порт «Хоргос – Восточные ворота». Проекты сложные, тяжелые условия, но они открыли исторические возможности для Казахстана. Созидательной была работа в Алматинской области. Люблю работать для своей страны.

-