Сколько брусчатки выходит у нас на душу населения? Самыми «подозрительными» населению кажутся проекты по их неустанной замене.
Понимаю, тема не по сезону, но в глубине ее – насущные, как хлеб, цифры. Например, 15 января пресс-служба Национального банка РК распространила результаты очередного макроэкономического опроса среди экспертного сообщества. Прогнозы дают крупные компании из реального сектора экономики. Их топ-менеджеры видят ситуацию с финансами, инфляцией, ценой нефти, бизнес-климатом, базовой ставкой, экспортомимпортом и внутренним валовым продуктом (ВВП) на этот и следующий годы иначе, чем прогнозирует правительство. Там, где нужно, чтобы было больше, у экспертов выходит меньше, и наоборот. В непростое время опять живем.
Брусчатка, само собой, не упоминается ни официально, ни гипотетически. Как пишут открытые источники, по ней статистики нет. Сколько произвели, за какие деньги, куда дели старую… Куда? Неравнодушная читательница в разговоре задала такой вопрос и сама же ответила: «это теперь ихнее». Чье «ихнее» – вопрос, на ее взгляд, риторический. Женщина вспомнила, как одного из начальников прозвали «бордюр бордюровичем», а у другого – третьего – четвертого якобы имелись или имеются свои заводики по данному производству.
Не согласиться, не опровергнуть: откуда мне знать про эти заводики и про вторичное использование пресловутой брусчатки. Могу лишь вспомнить, что в конце 90-х в Костанае и слова такого не знали «брусчатка». Появилась она у нас благодаря Умирзаку Шукееву – примерно в то же время, что и Сити-центр, и Ледовый дворец. Звонит в «КН» женщина: куда, вы, газета, смотрите: людям есть нечего, а они тут эту щебенку выкладывают. Спрашиваю: какую щебенку? Ну вот эту, красную… Конечно, я поняла, о чем речь, но так и написала – «щебенку». Так газета и опубликовала. Посмеялись, естественно. Но «щебенка» того времени и этого отличается как земля и небо. В конце 90-х едешь по области, нигде ни одного строительного крана не видишь. Ледовый дворец, Сити-центр и брусчатка несли тогда в себе, хотя и с долей обывательского недоверия, надежду на лучшее.
А сейчас, может быть, нужен если не обратный, то более рациональный ход. Лучшего почти достигли, в смысле строительства. Впору переключиться на ежедневные нужды граждан и не только городских. Чтобы даже искусственный интеллект не долдонил, что «тротуарная плитка и брусчатка – один из самых «коррупциогенных» материалов в сфере благоустройства и ЖКХ во всех постсоветских странах, включая Казахстан».








