Фестиваль этнотеатров в Алматы

В Казахстане успешно прошел фестиваль этнотеатров.

Идея проведения фестиваля впервые прозвучала на XXXIV сессии Ассамблеи народа Казахстана. Она принадлежала президенту нашей страны Касым-Жомарту Токаеву.

В Казахстане успешно работают девять русских драматических театров, а также четыре уникальных этнических – уйгурский, корейский, узбекский и немецкий.

Фестиваль стал своеобразной площадкой для профессионального общения и обмена опытом представителей этнических театров со всей страны. Его особенность – отсутствие театральных показов: вместо демонстрации готовых постановок участники посещали мастер-классы, творческие диалоги и обсуждения современных театральных практик. Такой формат делает акцент на профессиональном росте, обмене знаниями и создании творческих связей между регионами.

А делиться было чем.

Этнические театры Казахстана – это уникальное явление, не имеющее аналогов в мире, что особо подчеркнула в своем выступлении директор Государственного академического республиканского корейского театра музыкальной комедии Любовь Ни: «Сегодня в Казахстане действуют 57 государственных театров и множество творческих коллективов. Каждый этнос стремится сохранить свою культуру, язык и традиции – и государство создаёт для этого все условия. Этот фестиваль – одно из проявлений такой заботы. Надеюсь, что он станет традиционным и будет иметь долгую историю».

Каждый из этнических театров имеет свою непростую историю. Так,           Дальневосточный краевой корейский театр был создан во Владивостоке на базе кружков художественной самодеятельности в 1932 году. В 1937 году после депортации часть труппы оказалась в Кзыл-Орде. В 1942 году театр перевели на станцию Уш-Тобе Талды-Курганской области, в 1959-м коллектив вернули в Кзыл-Орду, в 1968 году театр основывается в Алма-Ате. В 2016 году театру присвоен статус «Академический». Это единственный государственный корейский театр, работающий за пределами Корейского полуострова. Спектакли идут на корейском языке с синхронным переводом на русский.

Второй старейший театр-уйгурский. В 1920-х годах в Алма-Ате начал свою деятельность клуб национальных меньшинств. При нем открылся драматический кружок, который в течение короткого времени осуществил несколько удачных театральных постановок. Зрители хорошо приняли спектакли «Назугум» Ж. Ганиева и Н. Абдусаматовой, «Мансаппараст» А. Розыбакиевой и «Садыр Хонрук» З. Башири.

Официальной датой открытия Уйгурского театра стал сентябрь 1934 года. В этот день была сыграна премьера музыкальной драмы Д. Асимова «Анархан». С тех пор театр считается настоящим центром музыкальной и театральной культуры уйгурского народа. Коллектив театра рос, здесь стали работать не только любители, но и профессиональные режиссеры и композиторы.

Разнообразнее становился репертуар, что только укрепило позиции театра, как инструмента формирования нового национального самосознания. Уйгурский театр взял на себя просветительские задачи, создавая спектакли не только по мотивам национального фольклора, но и используя в качестве базы лучшие произведения мировой и отечественной классики.

С самого начала своей творческой деятельности на сцене театра ставятся спектакли по пьесам уйгурских авторов. Самыми успешными следует назвать «Ковровщицы» М. Зульпикарова, «Священные шаги» Д. Рузиева, «Буря» Х. Абдуллина, «Назугум» К. Хасанова, «Нужен ли доктор?» М. Зульпикарова.

Параллельно уделялось внимание классическим произведениям. Были созданы такие постановки как «Гнев Одиссея» А. Вальехо, «Отелло» У. Шекспира. Ставились спектакли по пьесам М. Горького, Н. Гоголя, Мольера, Гольдони и других известных авторов. На сегодняшний день афиша Уйгурского театра музыкальной комедии все также наполнена интересными спектаклями и музыкальными постановками.

Особое внимание уделялось постановкам, в которых использовались произведения казахстанской драматургии. Первым таким спектаклем стал «Козы корпеш — Баян сулу», поставленный по пьесе  Г. Мусрепова. Он был показан зрителям в 1930-х годах. С тех пор здесь было сыграно множество спектаклей по произведениям таких казахстанских авторов как К. Шангитбаева, Ш. Хусаинова, А. Тажибаева, С. Муканова, М. Ауэзова. В последние годы большим успехом у местных зрителей и критиков пользовалась музыкальная фантасмагория «Махамбет» А. Тарази и историческая — «Кашгария», по пьесе Ш. Шаваева.

Немецкий театр более молодой. В начале 1990-х годов при Институте театра и кино имени Жургенова (ныне – Национальная академия искусств имени Темирбека Жургенова) была создана немецкая театральная академия. И с 1992 года начинается новый этап истории немецкого театра в Казахстане – этап, который продолжается и сегодня, развиваясь в современном культурном контексте.

Государственно-коммунальное казенное предприятие «Шымкентский городской узбекский драматический театр» создан Постановлением акимата Южно-Казахстанской области от 14 марта 2003 года №127.  В репертуаре театра более 86-ти спектаклей. Актёры успешно сыграли постановку бессмертного произведения М.Ауезова «Абай».

Интересен опыт образцового театра «Алые паруса» при этнокультурном объединении «Славяне»» из Актобе, руководителем которого является кавалер ордена Французской академии искусств за достижения в культуре Надежда Киек.

С 2010 года театр «Алые паруса» работает с тремя возрастными группами детей и молодежи и представляет зрителю 12 премьер в год. Успех театра во многом зависит от энтузиазма и поддержки родителей. «Главный итог фестиваля для нас заключается в том, что здесь мы нашли для себя десять интересных пьес современных казахстанских драматургов, теперь наш коллектив ждет интересная работа», – поделилась Надежда Киек.

Фестиваль был первым опытом. Надеемся, что у него будет долгая и счастливая история.