В 2024 году Президент Казахстана подписал закон о поддержке и сохранении отечественных пород лошадей, включая костанайскую. В рамках этого механизма конезавод в текущем году получил первый государственный транш субсидий, второй ожидается в начале следующего.
Сегодня здесь содержатся 84 лошади, в том числе три жеребца-производителя и 30 конематок. Накануне года Лошади корреспонденты «КН» побывали на учебно-тренировочной площадке и узнали историю жеребца по кличке Тактик.
Елена Лукьянова, тренер скакового отделения, пришла на конезавод еще ребенком – в конце 1990-х. Здесь она училась верховой езде на чистопородном костанайском жеребце Тактике. В 2003 году коня продали, и связь оборвалась.
– Я продолжала его искать, фактически вслепую, в том числе за пределами страны, – рассказывает Елена. – Спустя десять лет нашла Тактика в Тюмени и вернула его на конезавод. Здесь он встретил старость в знакомой среде.
Тактик умер 3 сентября 2018 года от сердечного приступа в возрасте 21 года. По особому решению руководства жеребца захоронили на территории конезавода – стоя, как это принято.
– Есть человек, есть животные, растения, грибы. А лошадь, я бы сказала, – это отдельный вид, – говорит Елена Лукьянова.

В наш приезд на площадке работали Аскольд, Регион и Расул. В седле – юные жокеи Елизавета Ковальчук, Адия Турганбекова и Софья Карпенко. Прадед Региона – жеребец River Bay (1993–2010) – также похоронен на территории конезавода и покоится рядом с Тактиком. Таким образом, на конезаводе переплетаются линии крови и линии судьбы. И потому 137 лет его истории – это не прошлое, а ответственность за будущее. Такие места либо сохраняют, либо теряют навсегда.
– Порядка одного миллиона тенге нам обещают на содержание одной племенной лошади, – делится Елена. – Накануне года Лошади у нас появилась надежда.








