В Венеции завершился 82-й Международный кинофестиваль.
Фильм Джима Джармуша «Отец, мать, сестра, брат» награжден главным призом «Золотой лев». Фильм «Отец, мать, сестра, брат»- это забавная, нежная и остроумная семейная трилогия.
Три истории, развивающиеся между США, Ирландией и Францией. В первой сын (Адам Драйвер) и дочь (Майем Биалик) отправляются на северо-восток Штатов к отцу-затворнику (Том Уэйтс), который, кажется, уже не справляется с бытом в одиночку. Во второй две сестры (Кейт Бланшетт и Вики Крипс) навещают пожилую строгую мать (Шарлотта Рэмплинг) в её уютном доме в Дублине — и чаепитие быстро превращается в серию сдержанных уколов и подколок. В третьей близнецы (Индия Мур и Люка Сабба) приезжают в последний раз на старую парижскую квартиру родителей: мама с папой не так давно погибли в авиакатастрофе, и теперь остается разобраться в вещах, которые они оставили.
В новом фильме Джармуш сумел вновь нащупать ту тонкую интонацию, где смешное и горькое идут рука об руку, а каждое бытовое недоразумение превращается в комментарий к человеческим отношениям. Постановщик не столько рассказывает истории, сколько фиксирует рутину, из которой вырастают невидимые связи между людьми. Именно поэтому фильм кажется одним из самых цельных и честных его высказываний за последние годы.
Почетную награду фестиваля получили актиса Ким Новак и режиссер Вернер Херцог. Приз Международной федерации кинопрессы достался ленте «Молчаливый друг» Ильдико Эньеди, а в секции «Горизонты» победил фильм «В пути» Дэвида Паблоса. Премию Луиджи де Лаурентиса за лучший дебют получила Настя Коркия («Short Summer»).
Подведение итогов не обошлось без скандалов. Вкусы, действительно, у всех оказались разными.
Многих очаровал «Молчаливый друг» венгерки Ильдико Эньеди — трехчасовая натурфилософская медитация на тему отношений человека с растениями, этими тихими спутниками его бестолковой жизни. Картина уносила прочь от бытовых и социальных проблем, от агрессии войны, поэтому публика на ней просто отдыхала душой.
По сюжету спутником и свидетелем на протяжении десятилетий и даже столетий оказывается прекрасное «древо жизни» — гинкго билоба. «Молчаливый друг» получил приз ФИПРЕССИ — международной критики, еще несколько неофициальных наград, и было ощущение, что он станет фаворитом официального жюри тоже. Рецензенты уже придумали эффектный заголовок статьи по такому случаю — «Здравствуй, дерево!». Но прогноз не оправдался: венгерская картина была отмечена только призом памяти Марчелло Мастроянни для молодых исполнителей: он достался швейцарской актрисе Луне Ведлер, сыгравшей ученую-феминистку, противостоящую патриархальному миру ботаников старой школы.
Жюри большого конкурса возглавлял американский режиссер Александр Пейн — человек здравомыслящий и со вкусом. Компанию ему составили тоже не последние люди, среди них именитые режиссеры Кристиан Мунджу, Стефан Бризе, Маура Дельперо и Мохаммад Расулоф. Принятые этим солидным коллективом решения отразили и политизированную напряженность ситуации, и многообразие подходов к кино, которые трудно привести к общему знаменателю, и неизбежную борьбу национальных амбиций, чреватую не только компромиссами, но и скандалами.
Приз за лучшую мужскую роль — итальянскому актеру Тони Сервилло, сыгравшему усталого от жизни президента страны в фильме Паоло Соррентино «La Grazia» («Помилование»). Итальянцам — хозяевам фестиваля — достался также спецприз жюри: его получил фильм Джанфранко Рози «За облаками» — единственный документальный участник конкурса.
Китаянка Синь Чжилэй, удостоена Кубка Вольпи за роль в китайской мелодраме «Солнце встает над всеми нами». Это — одно из спорных или компромиссных решений жюри. Так же, как «Серебряный лев» за режиссуру — американцу Бенни Сэфди, постановщику фильма «Крушащая машина» о бойце смешанных единоборств Майке Керре.
Ключевой компромисс был достигнут при распределении самых главных наград. Тут у жюри почти не оставалось выбора и было крайне узкое пространство для маневра. Ощущался невероятный прессинг в пользу фильма «Голос Хинд Раджаб», основанного на факте гибели шестилетней девочки из Газы в январе 2024 года. Получая за него лишь «Серебряного льва» (Гран-при жюри), постановщица Каусер Бен Хания выглядела крайне недовольной и раздраженной — хотя весь зал стоя аплодировал, демонстрируя солидарность с Палестиной. Если бы «Золотого льва» присудили любому другому фильму, жюри было бы трудно оправдываться перед пропалестинскими активистами. Но отдав главную награду Джиму Джармушу, «священному чудовищу» независимого кино, оно, фигурально выражаясь, «умыло руки».
Отдельной строкой надо отметить режиссерский успех, который ждал на фестивале двух молодых россиянок, сумевших интегрироваться в европейское кино: одна из них работает в Нидерландах, другая — в немецкой киноиндустрии.
Приз публики достался фильму «Память» Владлены Санду — пронзительной кинопоэме о детстве и юности, попавших под каток чеченской войны.
А «Лев будущего», приз Де Лаурентиса (в сопровождении $100 тыс.) за лучший дебют фестиваля, присужден картине «Короткое лето» Насти Коркии. Только раз прежде в истории Венецианского фестиваля обладателем этой награды становился российский режиссер — Андрей Звягинцев за фильм «Возращение». «Короткое лето» — это сильное антивоенное высказывание на материале чеченской войны, направленное против сегодняшних войн также.
В общем, выбор критики и жюри был очень противоречивым. Понятно одно: всем хочется оптимизма, разнообразия и юмора. Мрачные фильмы уже не имеют успеха, хотя им по привычке что-то все-таки дают.