Из-за китайских маркетплейсов тысячи человек потеряли работу в ЮАР

Об этом говорят экономисты ЮАР, они заявили: с приходом китайских платформ Temu и Shein уровень безработицы в стране начал стремительно расти. В первую очередь под удар попали люди, занятые в сферах торговли и производства. Только за последние четыре года без работы остались восемь тысяч человек.

Согласно анализу, проведенному некоммерческой южноафриканской организацией Localisation support fund, с 2020 по 2024 годы в стране закрылись 960 производственных предприятий. Люди, трудившиеся на этих предприятиях, пополнили ряды безработных. По прогнозам Localisation support fund, к 2030 году, если экспансия китайских гигантов на африканском рынке продолжится, без работы могут остаться более 54 тысяч человек. Юстас Машимбай, генеральный директор организации Proudly South African, занимающейся решением проблем бедности и безработицы, считает, что эта статистика вполне отражает реальность.

«Мы теряем рабочие места, которые могли бы занимать важное место в нашей экономике. Огромная доля нашей экономики отчаянно нуждается в этих рабочих местах, и то, что мы их теряем — крайне тревожно и мы всерьез обеспокоены нашим будущим. Есть серьезная потребность в принятии жестких мер со стороны государства. Мы должны убедиться в том, что мы способны остановить этот рост китайских маркетплейсов. Если мы не примем серьезных политических мер, то последствия для нашей экономики могут быть разрушительными», — считает Юстас Машимбай.

Представитель южноафриканского профсоюза работников швейной и текстильной промышленности Саймон Эппель считает, что экспансия китайских гигантов на китайском рынке губительна практически для всех видов производства в ЮАР.

«Они продают все: текстиль, инструменты, товары для творчества. Они используют хищническую ценовую политику. Это происходит по нескольким причинам, но главная — это то, что такая политика обходится очень дорого для нас, но не для них», — рассуждает Эппель.

По его мнению, то, чем грозит экономике ЮАР поток дешевых товаров, нельзя оправдать ничем. Аргумент о том, что китайские площадки закрывают потребность обычных людей в дешевых товарах, и вовсе не выдерживает никакой критики.

«На самом деле это тенденция на ухудшение: наплыв китайских товаров оставляет без работы людей, занятых ранее в торговле и производстве. Найти новую работу эти люди не могут, а значит, со временем им станет не на что покупать даже самые дешевые товары. Это ведет к серьезному ухудшению экономики в целом», — говорит Саймон Эппель.

Ситуация в Казахстане может быть похожей на ту, с которой сейчас столкнулась ЮАР. В феврале этого года депутат партии «Ак жол» Азат Перуашев заявил, что из-за того, что иностранные маркетплейсы используют налоговые лазейки, отечественная казна недополучает средства. Так, по его прогнозам, только в 2025 году недополученная прибыль бюджета от иностранных платформ составит 250 млрд тенге. И во многом это будет достигнуто путем вытеснения казахстанских предприятий, закрытия их рабочих мест.

По прогнозам Альянса технологических компаний Qaztech, если государство не вмешается в указанную тенденцию, то к 2029 году потери бюджета дойдут до 700 млрд тенге.

«Для Казахстана, находящегося в ближайшем соседстве с крупнейшим мировым производителем, необходимы решения, защищающие наши национальные интересы. Причем как в пользу отечественных производителей, так и в пользу доходов бюджета, а также сохранения рабочих мест», — подытожил депутат.

Фото Nikos Pekiaridis/NurPhoto via Getty Images