Базаркул Арыстан – руководитель КФ РОО «Сенімен Болашақ», психолога, аккредитованный гештальт-терапевт по стандартам EAGT, уверена, что подростковый возраст — не экзамен на идеальное родительство. Надежный показатель благополучия — идет ли подросток в контакт, когда ему трудно. И если контакт ослаб, его можно вернуть. Как?
В психологии часто идет речь об экзистенциальных (жизненных) потребностях, которые сопровождают человека всю жизни. Особенно остро они проявляются в подростковом возрасте, когда ребенок выходит из детства и впервые сталкивается с вопросами смысла, одиночества, выбора и ответственности. Важны три ключевые потребности. Если родитель сможет обеспечить их – он выстроит фундамент крепких семейных уз.
Потребность в безопасности. Это база, фундамент. И это не про отсутствие трудностей и конфликтов, а про ощущение: со мной можно быть, я не исчезну из отношений, даже если ошибусь. Для подростка безопасность — это дом и отношения, в которых его не унижают и не высмеивают, его чувства не обесценивают, за ошибки не «наказывают» потерей любви, можно прийти с любым переживанием и не быть отвергнутым. Когда эта потребность удовлетворена, подросток будет, искать себя. Когда нет — он замыкается или начинает защищаться агрессией и протестом.
Потребность в принадлежности. Человек не может существовать вне отношений. Важно знать, что мы часть чего-то большего, что у нас есть место среди других. Для подростка принадлежность -это чувство: «я в этой семье не случайный, меня здесь ждут, я важен». Это проявляется в мелочах, когда с ним считаются, его включают в семейную жизнь, его голос имеет значение, он не лишний, даже если сейчас «неудобный». Если подросток не находит принадлежности в семье, он будет искать ее в других группах, не всегда безопасных. Это не потому, что он «плохой», а потому что потребность принадлежать – базовая (жизненная).
Потребность в признании. Это не про похвалу или идеализацию, а признание отдельности и права быть собой. Для подростка это означает признание его чувств, даже если они не нравятся взрослым, признание права на собственное мнение, уважение к его границам, а возможность говорить «нет» и быть услышанным. Признание дает подростку ощущение ценности и формирует внутреннюю опору. Без нее человек вырастает зависимым от внешней оценки или постоянно доказывающим свою значимость через протест и разрушение.
Кстати, в этих потребностях нуждаются не только подростки, но и взрослые. Когда родитель способен признавать свою тревогу, замечать свои чувства, опираться на себя, ему становится легче быть рядом с подростком не из страха, а из контакта. Если в семье в достаточной мере присутствуют безопасность, принадлежность и признание, отношения выдерживают даже очень непростые подростковые кризисы. Связь не обрывается, даже если она временами натягивается и проверяется на прочность. Важно помнить, что основная задача родителя — вырастить человека, который сможет жить без нас.
Фото предоставлено Базаркул Арыстан








