Лабубамания, или Курс на страшилищ

Время, когда дети мечтали о хорошеньких куклах Барби или милых плюшевых медведях, кажется, уходит в небытие. Вместо них на трон детских предпочтений водрузилась Лабубу (но нам привычнее говорить лабубА).

Те, у кого есть дети, знают, как выглядит эта игрушка. Кто не знает, тот мало что потерял: эдакая странная смесь ушастого Чебурашки и Зубастика из фильма ужасов. Мягкая шерстка, большие уши, невинные глазки и пасть, ощерившаяся крупными зубами.

Причем зациклились на ней не только малыши и подростки, но даже взрослые. В общем, мир охватила лабубомания. Дети соревнуются, у кого больше лабуб, завидуют и спорят, у кого оригинал, а у кого – не лабуба, а непонятно что. Горе тебе, дитя, если на твоем рюкзачке не болтается новомодная безделица! Получается почти по Маяковскому: «Без серпа и молота не покажешься в свете. В чем я буду фигурять сегодня на балу, в Реввоенсовете?». И детки фигуряют с фетишами своего времени. Причем фетиши эти сменяют друг друга, но неизменно одно – все они напоминают… монстров, по сравнению с которыми Лабуба – просто милашка. Еще недавно популярные мультперсонажи Хаги-Ваги, Киси-Миси, скубиди туалеты, наконец, герой полнометражного фильма Стич! И прочее, и прочее… Все, как на подбор зубастые, с деформированными мордочками и туловищами. Наткнешься ночью на такую игрушку и содрогнешься.

Я по советской своей темноте была уверена, что образ персонажей детских сказок помогает малышам различать добро и зло. Василиса – она всегда прекрасная, Иван Царевич пригож и храбр, Алдар Косе мудр и справедлив, а вот Баба Яга или Кощей Бессмертный – ужас ужасный! А теперь как же? Некоторые психологи уверяют, что безобразные игрушки – это даже хорошо. Так ребенок учится справляться со своими страхами. И, видимо, настолько хорошо справляется, что налюбоваться на своего жутковатого любимца не может – обнимает его, целует и в постель с собой укладывает. Но другие детские психологи утверждают обратное. Вездесущий ныне ИИ сделал обзор на тему, и он пап и мам вряд ли порадует: «Безобразные игрушки могут оказывать негативное влияние на детей, формируя искаженное представление о красоте, жестокости и агрессии…». А еще могут вызывать страх и тревогу. И что с этим делать? Подсознательный страх на этот счет, думаю, есть у многих родителей. Но делать им нечего – дети плачут и требуют любезных сердцу монстриков. Недавно прочитала, что в Китае, который и производят трендовых лабуб, приняли «радикальное» решение: продавать в одни руки ограниченное количество страшноватых пушистиков. Не потому, что там вдруг озаботились воспитательным аспектом. Лабуб (речь не о дешевых подделках) попросту сметают с прилавков. Вам смешно? Юной китаянке, которой не хватило популярной игрушки, было настолько не до смеха, что она покончила жизнь самоубийством.

Производители и торговцы подсчитывают прибыль. Родители вздыхают и раскошеливаются. А дети? Они растут. А вот какими вырастут… Надежда на то, что психологи ошибаются.