Межрайонный экономический суд отказал в иске ТОО «Научно-исследовательский центр «Ecos technology» к Евразийскому банку о возмещении ущерба

Требования составляли 25 млн тенге.

В августе 2024 года мошенники увели с банковского текущего счета ТОО эту сумму. Кто это сделал – неизвестно, уголовное дело приостановлено, так как не установлены личности злоумышленников.

ТОО посчитало, что в банке система безопасности имела «дыры», и потому предъявило иск о возмещении украденных денег. У суда на этот счет сложилось другое мнение.

Как следовало из текста решения суда, истец должен был доказать совокупность нескольких условий: неправомерное действие ответчика, его вину, ущерб и причинно-следственную связь между соответствующими действиями ответчика и возникновением ущерба.

По мнению истцов, банк не заблокировал переводы, подписанные директором фирмы, чьи полномочия на момент преступления истекли. Однако уведомление об этом, как того требует дополнительное соглашение, в банк направлено не было. Фактически директор остался тем же. «У банка не было оснований для отказа в проведении платежей», — сказала в комментариях к решению судья Айнур Касымханова.

Также истец утверждал, что переводы совершались на счета физических лиц, что должно было вызвать подозрения и привести к блокировке движения денег. Суд не нашел оснований, которые прописаны в законе, о том, что банк обязан был заблокировать переводы. Платежные документы были оформлены правильно.

Уязвимость банковской системы также не доказана истцом, по мнению суда. Клиент должен был по договору  установить программное обеспечение фильтрации электронных писем, а также ограничить или полностью отказаться от приема внешней электронной почты.

«Судом установлено, что потеря управления устройством клиента произошла вследствие вредоносной программы, которая пришла на электронную почту, установленную на компьютер истца», — сказала судья.

Переводы были осуществлены после ввода, логина и цифрового кода Е-токена. Все это происходило в рабочее время на территории Казахстана и не могло вызвать подозрения.

С доводами о замедленной реакции банка суд также не согласился. Клиент обратился в банк после 13:00. На этот момент деньги с двух счетов третьих лиц, куда мошенники первоначально перекинули деньги ТОО,  уже растеклись по другим счетам. По условиям допсоглашения, банк не несет ответственности за действия третьих лиц, которым по любым основаниям стали доступны логин, пароль, или электронные ключи, либо это стало возможным по неосторожности, небрежности или умысла клиента.

Судебное решение в силу не вступило.

Фото автора