Купившая ее в минувшем году компания из Алматы, не смогла расплатиться. В ближайшие дни станет известно, продадут предприятие целиком или по частям. А ведь год назад казалось, что начнут клеится дела у единственной в стране обойной фабрики. Напомним, что ее, после ряда неудачных торгов, все-таки продали. Покупатель — ТОО «Казахстанская обойная фабрика» выиграла торги. Эта алматинская фирма приобрела «Айгерим» за 375 миллионов тенге. Появилась надежда на возрождение уникального для страны производства, многие бывшие работники готовы были вернуться на фабрику.
Гарантийный взнос — 18 миллионов был заплачен сразу. А вот остальную сумму покупатель так и не выплатил, правда, каждый раз просил отсрочку. Но в канун 2015 года договор с «Казахстанской обойной фабрикой» был расторгнут. По словам банкротного управляющего Айгуль Мустафиной, последние полгода основной кредитор предприятия - «АТФ-банк» не мог определиться, когда опять выставлять фабрику на торги. В ближайшие дни этот вопрос планируют решить на совете кредиторов.
Часть не сильно значащих для производства объектов реализовали уже давно, чтобы погасить долги по зарплате бывшим работникам «Айгерим». И теперь, вся интрига в том, будут ли основной комплекс фабрики продавать одним лотом или по частям. Дело в том, что одна немецкая компания проявила интерес к основной производственной линии предприятия, самой современной и дорогой, той, что делает виниловые обои. Немцам нужна только одна обойная машина и больше ничего. Если ее продадут, очевидно, что остальное имущество предприятия станет малоликвидным, по сути, это будет конец предприятия.
Айгуль Мустафина все же надеется, что «Айгерим» будут продавать целиком. При этом она заметила, что условия проведения торгов (закон изменился) теперь иные. Раньше они проходили, так сказать в живую: покупателей приглашали в кабинет и они открыто торговались. Аукционист называл очередной шаг (на увеличение или снижение заявленной стоимости), а бизнесмены поднимали таблички, кто дал большую стоимость, тот и выиграл. Теперь эта процедура - в электронном формате. Побеждает опять же, кто больше предложит, но покупатели уже не видят, сколько готовы дать за объект оппоненты.
И еще, что очень важно: ранее гарантийный взнос был намного меньше, чем теперь. Банкротный управляющий надеется, что это тоже сыграет свою роль, и в торгах примут участие действительно платежеспособные бизнесмены. Кстати, ТОО «Казахстанская обойная фабрика», которая так и не расплатилась за «Айгерим», судя по учредительным документам, было зарегистрировано всего за пару дней до торгов. То есть, фирма фактически создавалась для участия в них, кто за ней стоял, пока так и не известно. Зато известно, что гарантийный взнос не расплатившимся покупателям не возвращается. Как написано выше, он был уплачен в размере 18 миллионов тенге и эти деньги, по словам Айгуль Мустафиной, как раз позволили платить охране зарплату, а так же рассчитываться за тепло и свет, чтобы фабрика сохранила товарный вид.
Напомним, что «Айгерим» - молодое предприятие, которое до своего банкротства в 2011 году проработало лишь 10 лет. Обои фабрики, в том числе по причине доступных цен, пользовались у населения спросом. И теперь вопрос возрождения предприятия, можно сказать, еще и отчасти политический: в стране объявлена программа индустриального развития, государство, стремясь уйти от сырьевой зависимости, субсидирует различные сферы производства конечного продукта. Возможно, это будет аргументом для потенциальных покупателей фабрики.