В Костанайской области одно из самых продвинутых в плане работы с отходами предприятие - ТОО «ИЛИН» (Лисаковск) на грани закрытия или, как минимум, реорганизации, сообщает abctv.kz/ru.
Антимонопольное ведомство по Костанайской области в ходе проверки признало, что взимание платы с потребителей за сортировку отходов незаконно. Более того, владелицу ТОО «ИЛИН» Инну Аман признали виновной в ценовом сговоре. В общей сложности выплачено 15 млн тенге штрафа. Причиной тому стал тариф предприятия, вернее двух предприятий.
Для того, чтобы разделить сферы деятельности было создано аффилированное с первым ТОО «ГАЛА-2008», которое занималось непосредственно переработкой (сортировкой) отходов. Если не надо было сортировать, платить приходилось только за захоронение. Если только отсортировать, но не размещать на полигоне (как пример - автомобильные шины), то платить только за сортировку. Таким образом, жителям Лисаковска необходимо было заключать три договора: на вывоз, переработку и захоронение отходов. Первая позиция закрывалась и до сих пор закрывается частниками, которые дважды в день объезжают дворы (контейнеров в городе нет вовсе) и собирают мусор. Дальше идет договор на переработку — 845 тенге/м3 и захоронение - 449 тенге/м3. Эти цифры директор ТОО «ИЛИН» Инна Аман в 2013 году получила в акимате Лисаковска, где и была рассчитана стоимость вышеозвученных услуг. «В 2013 году начали разработку тарифа.
Когда отправили на рассмотрение в маслихат, то выяснилось, что методика, по которой тариф разрабатывался, не зарегистрирована в органах юстиции. По новому экологическому кодексу методику должно было разрабатывать министерство энергетики. Сделали запрос. Оказалось, будет разработана новая методика. Сегодня норм потребления мусора у нас нет. Сами разрабатываем. На следующий год будем разрабатывать стоимость услуг», - говорит заместитель акима Лисаковска Алмат Исенбаев. И с такими проблемами в части тарифа сталкиваются все. Норм потребления мусора нет: старые упразднены, новые еще не утверждены. Соответственно и тарифы изменять нельзя. В Костанае ТОО «Тазалык 2012» уже несет убытки.
Ведь с 2013 года тариф не повышался и сегодня составляет 1600 тенге за тонну мусора. В Лисаковске он в 2013-м был ниже — 1294 тенге за тонну, а сегодня и вовсе сократился вполовину: переработку из тарифа убрали. Более того, именно плату за сортировку отходов антимонопольное ведомство признало незаконным. А создание второго предприятия — ценовым сговором. Доказать обратное в суде не получилось. Пришлось оплатить штраф. После этих событий ряд КСП (кооператив собственников квартир) Лисаковска подготовили иск по возврату уплаченных за последние три года сумм за сортировку отходов. В общей сложности более 10 млн тенге. Акимат города дал разрешение на открытие нового полигона рядом с тем, где работает ТОО «ИЛИН». Инна Аман готовится продавать бизнес. Хотя, по сути, причиной возникшей проблемы стало отсутствие необходимых подзаконных актов. Еще один откроем Сегодня ТОО «ИЛИН» - единственное в Костанайской области предприятие, которое добилось продления срока службы полигона (был открыт в начале 1970-х). Помогли этого добиться калифорнийские био группы (черви), закупленные как раз в 2013 году. В начале 2016-го получили первый результат: траншея, куда они были подсажены, просела в два раза. Главное условие — в траншею закладывают только органику.
Отсюда и необходимость сортировки отходов. Специалисты Казахстанской ассоциации по управлению отходами «KazWaste» считают, что траншейный способ захоронения отходов должен использоваться всеми малыми полигонами ТБО как наиболее эффективный. Благодаря такому подходу полигон Лисаковска при сохранении технологии работы по расчетам Инны Аман, сможет проработать еще порядка 50-60 лет: территория в 26,1 га использована только на 52,3%. При этом ежегодно здесь смогут принимать 10 тыс. тонн мусора. То есть весь объем, производимый Лисаковском. Если же работать по принципу «свалил, прошелся бульдозером», то территория полигона забьется мусором в два раза быстрее. Хотя по этому принципу работает сегодня большая часть свалок Казахстана. В Костанайской области сегодня 310 действующих полигонов ТБО на 872 тысячи населения. Ежегодно они пополняются 450 тыс. тонн мусора. Причем на Костанай, где проживает четверть всех жителей региона, приходится один полигон, принадлежащий ТОО «Тазалык - 2012». Это предприятие обслуживает все население города, а также часть юрлиц. При этом сегодня речь идет об открытии нового полигона. Построить его планируют в течение ближайших десяти лет, присовокупив к проекту и сортировочную станцию. Последняя - итог многочисленных дебатов и совещаний. О мусороперерабатывающем заводе говорили много, а денег на него нет. К тому же опыт показывает — мусора для многопрофильного предприятия мало. В Казахстане есть два завода по сортировке коммунальных отходов в Астане и Алматы. Последний не работает уже несколько лет.
Решение об открытии нового полигона приняли и в Лисаковске. Землю выделили по-соседству с предприятием Инны Аман. На вопрос «зачем?» в областном департаменте экологии и акимате города отвечают, что запретить не могут. «Этот вопрос решают местные исполнительные органы, куда предприниматели подают заявки. Вот если бы наши требования были нарушены в выборе участка, то, естественно, открытие полигона мы бы запретили еще на стадии согласования. Но если предприниматель все требования выполняет, пожалуйста, пусть открывает», - говорит заместитель руководителя РГУ «Департамент экологии по Костанайской области Виктор Мухамеджанов. Акимат ссылается на то, что этот вид деятельности отдан в конкурентную среду. «Решение об открытии нового полигона принимают департаменты экологии совместно с местными исполнительными органами.
И хотя прямого запрета на открытие новых полигонов нет, но указанные госорганы не должны давать разрешение на строительство новых полигонов, пока есть мощности для размещения отходов на существующих полигонах», - считает исполнительный директор Казахстанской ассоциации по управлению отходами «KazWaste» Вера Мустафина. Позелените Ряд руководителей полигонов ТБО Костанайской области высказываются против открытия новых свалок. В свете развития зеленой экономики некоторые предлагают считать подобное чрезвычайной ситуацией. Ведь учитывая, что сегодня акиматы не имеют на руках четких ограничений по числу и площади полигонов в зависимости от численности населения, делают ситуацию с образованием новых свалок перманентной. Сегодня в Казахстане действует более 400 предприятий, занимающихся сбором и переработкой мусора. Согласно статистике, ежегодно только жители республики производят около 4-5 млн тонн отходов.
Промышленность мусорит в разы больше. Перерабатывают от этого объема около пяти процентов. Для большего нужны инвестиции. Они вроде и есть, но инструментов для внедрения технологий переработки пока недостаточно. Одна из основных проблем - именно тарифы на сбор и вывоз мусора. Сегодня в них нет таких позиций, как сортировка. Отсюда и штраф ТОО «ИЛИН». Отсутствие ограничений в части максимально допустимого числа и площади полигонов позволяют свалкам множиться. А значит, мелкие предприятия могут получать пусть небольшую, но прибыль, при этом не вкладывая больших средств. Порой такие предприятия даже не имеют специализированной техники: ее арендуют. Но любой мусороперерабатывающий завод не сможет накопить достаточно сырья для работы, если от пирога конкуренты будут то и дело отрывать мелкие куски. К примеру, в Костанайской области изучают возможность строительства такого предприятия между Рудным и Костанаем. Проектом заинтересовались корейские компании. Однако проблема раздела сфер влияния на лицо.
Для стабильной работы заводу необходимо собирать мусор с охватом 50 километровой зоны вокруг производственной площадки. Только в таком случае, по мнению специалистов, просматривается экономическая эффективность проекта. А для этого необходимо закрыть все соседние полигоны. Сегодня законодательно это сделать сложно. Разделять и работать Если брать сортировку, то здесь есть подвижки: в общей массе отходов уже практически нет металла и дерева. На полигоны эти две фракции поступают редко и в малых объемах. Люди знают, куда продать этот мусор. Меньше стало бумаги и пластика. Сегодня в Костанайской области ряд крупных промышленных предприятий работает на вторсырье. Это металлопрокатный завод АО «ССГПО», картонно-бумажный комбинат в Лисаковске. И если первый серьезных проблем в сырье не испытываем благодаря ресурсам Евразийской группы, то макулатуру лисаковчане ищут по всему Казахстану.
И сегодня даже приостановили работу БДМ (бумагоделательной машины) — ждут падения цены, которая ожидается благодаря ограничениям на вывоз макулатуры в Россию. В городах республики все чаще появляются специальные контейнеры для сбора ластика, жести, батареек. Но это скорее исключения, чем общепринятая практика. Частично охвачены крупные города, районы о таком и не мечтают. «То, что мы сегодня собираем с помощью специальных контейнеров для пластиковых бутылок, но это лишь около 20% от общего объема выбрасываемого пластика. Сортировочная линия подымет эти показатели в разы», - говорит представитель ТОО «Эко пром» Андрей Толпинский, где в 2017 году планируют поставить сортировочную линию.
В Казахстанской ассоциации по управлению отходами «KazWaste» считают, что большим эффектом на первоначальном этапе будет обладать система двух контейнеров. В один из них нужно будет складывать вторсырье, в другой — пищевые отходы. В будущем это значительно облегчит работу сортировочным линиям. Такие уже функционируют в Шымкенте, Темиртау, Караганде, Жанаозене и некоторых других городах. Но лишь в Темиртау решен вопрос раздельного сбора вторсырья и органических отходов: пищевых, смета с улиц, листьев, веток и прочего. Однако, учитывая опыт ТОО «ИЛИН», сложно сказать, как будет развиваться ситуация в части сортировки отходов. Если сторонние организации дают возможность сортировать пластик в месте образования, то на полигоны мусор попадает общей массой.
И куда ставить расходы по ее сортировке? В тариф, как оказалось, нельзя. Да, в Казахстане водят механизм денежных компенсаций за сбор и переработку упаковки, электрического и электронного оборудования, включая батарейки, люминесцентные и ртутные лампы. Но эти фракции необходимо еще изъять из общей массы отходов. Кто решится сегодня вложить деньги в переработку в нынешних условиях? Выгоднее пока свалить в кучу и заровнять.
Татьяна Шестакова