– Жолдыбай Сандыбаевич, что для вас, как судьи, значит Конституция?
– Для судей, стоящих на защите высших конституционных ценностей, таких как человек, его жизнь, права и свободы, Конституция – это верховный правовой акт государства. Если говорить простым языком, судьи – «стражи» Конституции и конституционных ценностей, реализованных в законах. Неслучайно День Конституции судьи неофициально считают не только государственным, но и своим профессиональным праздником.
Если говорить лично о себе, то для меня Конституция – это Основной закон, которым я руководствуюсь всегда и во всем. И если я не могу найти ответы на свои вопросы в законах и иных нормативных правовых актах, то я открываю Конституцию.
– Как часто это происходит, и в связи с чем вы открывали Конституцию последний раз?
– Буквально несколько дней назад, когда готовил пакет предложений по внесению изменений и дополнений в нормативные постановления Верховного Суда, регламентирующие уголовный процесс.
– Как менялась судебная система страны за время действия Конституции?
– Судебная система, как вы знаете, – неотъемлемая часть государственного устройства страны. В Конституции есть целый раздел, который называется «Суды и правосудие». За годы независимости судебная система, так же как и наша Конституция, развивалась и совершенствовалась. С 1995 года в действующую Конституцию пять раз вносились изменения и дополнения. Трижды они затрагивали и вопросы отправления правосудия.
Так, был введен институт присяжных заседателей. Образован Высший Судебный Совет, который стал автономным государственным органом, чтобы обеспечить конституционные полномочия Президента по формированию судов, гарантии независимости судей и их неприкосновенности. Требования к судьям стали жестче. Верховный Суд теперь рассматривает дела, отнесенные к его подсудности, в качестве кассационной инстанции.
Если же говорить в целом, то за годы независимости в отечественной системе произошли глобальные, где-то даже, я бы сказал, революционные изменения. Укрепилась независимость судов, статус судей. Реорганизованы Верховный Суд и областные суды, мы перешли от пятиступенчатой системы правосудия к трехуровневой. Прошла специализация судов. Предприняты меры для повышения профессионализма судейского корпуса: введен испытательный срок для вновь назначенных судей, они проходят психологическое тестирование, исследование на полиграфе.
План Нации «100 конкретных шагов» запустил новый этап развития отечественного правосудия, оно стало работать более эффективно. При этом хочу отметить, что преобразования в отечественной судебной системе продолжаются.
– Какие из этих изменений вам, Жолдыбай Сандыбаевич, кажутся наиболее значимыми?
– До прихода в судебную систему я работал в Министерстве связи и информации, занимался вопросами цифровизации отраслей экономики. Побывал во многих странах, изучал их опыт. Поэтому могу с уверенностью сказать, что Казахстану в этой сфере есть чем гордиться.
Еще несколько лет назад электронное правосудие воспринималось как область фантастики. А сегодня это уже реальность – очень удобно, доступно, быстро и качественно. Благодаря цифровизации в судах разрешились многие проблемы. Самое главное, изменилась система взаимодействия судов с населением. Сегодня участнику процесса не надо даже приходить в суд. Посредством сервиса «Судебный кабинет» гражданин, его представитель или адвокат в любое удобное время, не выходя из дома или офиса через Интернет может отправить заявление, обращение, жалобу или ходатайство в электронном виде. В онлайн режиме можно оплатить госпошлину, просмотреть судебный документ, проверить статус дела, распечатать судебный акт, контролировать процессуальные сроки. Через специальное приложение «TrueConf» можно дистанционно участвовать в судебных процессах. Эффективность всего этого показала работа в условиях пандемии. Да, есть проблемы, связанные с качеством связи, недостаточной пропускной способностью сетей телекоммуникаций, слабой компьютерной грамотностью участников процесса. Но, на мой взгляд, эти проблемы технического характера скоро разрешатся.
– Назрели ли, на ваш взгляд, очередные изменения Конституции?
– Часто в соцсетях вижу сравнения нашей Конституции с другими. Я считаю, что такие сравнения не корректны. Каждая страна уникальна по своему, соответственно и конституции у них разные. В каких-то странах Основной закон носит общий характер, в других он более детализирован и является правовым документом прямого действия. К примеру, пишут, что начиная с конца 18 века, в Конституцию США внесли только 27 поправок. Но при этом мало кто знает, что эта конституция состоит всего из 7 статей.
На данном этапе развития нашей страны я, как юрист, не вижу необходимости вносить изменения в Конституцию. Но мы должны понимать: мир не стоит на месте, меняется и развивается. Казахстан развивается тоже. Мира, согласия и дальнейшего процветания нашей стране!