Визит в Костанай молодого человека из Симферополя, дал начало новой идее: связываться с людьми из разных горячих и не очень точек на политической карте и узнавать из первых рук о событиях, их последствиях и в целом настроении людей.
Виктору КузьмЕ (на снимке) 29 лет, в Симферополе у него свой интернет-магазин. По образованию экономист. Он из тех, кто, оказываясь в гуще событий, быстро ориентируется, анализирует, рассуждает и думает. В марте исполнится три года с момента референдума, присоединившего Крым к России и положившего начало бойкотам и санкциям западного мира. Эти три года можно было бы условно включить в раздел «Особенности переходного периода». Он еще длится. И это доставляет немало неудобств, но...
– Наш человек всегда найдет способ обойти неудобство, приспособиться и жить дальше, – смеется Виктор. – Мы быстро адаптировались!
– К чему?
– Много ограничений, вакуум из-за санкций. Не работают крупные банки, терминалы – все операции наличными производить приходится. Мировые компании не работают на нашей территории, по сути, нет производства. Даже мобильной связи российской нет – МТС через Ливан, через офшорные зоны кое-как работает. Российские компании к нам тоже не заходят – часть их акционеров из Европы и Америки, им принадлежит основной процент уставного капитала.
– И как вы живете?
– Да нормально. Есть местные банки, этого хватает. Неудобно только, что платежные системы не работают. Отказывают. Мол, вы живете не в Украине и не в России. Но мы приспособились, находим каналы даже для тех же электронных платежей. Цены на продукты высокие – здесь уже не обойти, конечно. Но тут возлагаем надежды на то, что мост, который строится сейчас и соединит Керченский полуостров с Краснодаром, изменит ситуацию: товарная среда станет более конкурентоспособной, продукты и товары проще будет доставлять.
– А в целом ситуация какова сейчас?
– Несмотря на санкции и ежедневные сложности, за последние два года кардинальный рост наблюдается. Возрождаются предприятия, дороги строятся. Раньше достаточно было иметь деньги и связи – тебе все сделают. Сейчас использовать знакомства не получается, власти с этим серьезно борются. Говорят, что у нас даже строже, чем в России. И порядка больше. Поначалу сложно было, конечно. Год назад Украина нам свет вырубила. Месяц не было: магазины встали, кафе не работали. А потом Россия пришла на помощь: привезли трансформаторные и генераторы из Сочи, включили. Сейчас вовсю подстанции в Симферополе, Севастополе строятся.
– Три года назад у вас на троллейбусе за четыре рубля можно было проехать. А сейчас? Выросли цены?
– Да, раза в четыре. Правда, и зарплаты тоже в три-четыре раза выросли. Сейчас аренда двушки 25-30 тысяч рублей. А цена не менее двух миллионов. Желающих приобрести жилье много. В Севастополе бум, город расширяется – три года назад 390 000 человек было, сейчас уже полмиллиона. Огромное количество приезжих, военных из Ростова, Краснодара, со всей России. Много людей, которые переехали в Крым в самом начале, когда смогли купить по хорошим ценам жилье.
– А были те, кто, наоборот, уезжал во время этих событий?
– Да, но их меньше намного. Оттуда приезжали люди. В Украине сейчас куда сложнее ситуация. Гривна упала более чем в три раза. Пенсии ниже раза в три-четыре. У нас родственники на Западной Украине. Раньше они звонили и называли нас предателями. Сейчас звонят и говорят, что были неправы. Разобрались в ситуации. Изначально сложно было это сделать. Ведь там четко, еще до начала событий, каналы поделили медиагруппы, российские ресурсы блокировали. Откуда людям получать информацию? У нас до сих пор IP-адреса у компьютеров украинские. Российские ресурсы и сейчас заблокированы.
– Масс-медиа – самое эффективное оружие. Западные СМИ показывали и рассказывали, как народ принуждали голосовать во время референдума в Крыму...
– Ага, помню, как писали, что под дулами автоматов мы шли голосовать. Это смешно. Какие автоматы? Даже инвалиды выбирались из дома, на колясках ехали голосовать.
– Как Россия решила вопрос с крымскими татарами? Насколько помню, они наиболее настороженно отнеслись к новой власти.
– Да, был конфликт. Вообще, Крым многонациональный и дружный. Но с крымскими татарами конфликты иногда возникают. Они считают себя коренным народом. А при Украине им было удобнее: к примеру, за двадцать лет государство так и не создало земельный реестр. Поэтому они спокойно делали бизнес: оформляли землю, строили домики, продавали, снова оформляли землю (реестра же нет)... При России этот бизнес пришлось прекратить. Но к ситуации россияне с умом подошли. Сказали: пожалуйста, получайте субсидии, вы реабилитированный народ.
– Что слышно из Донбасса?
– Сейчас Луганская народная республика вообще сама по себе: свои законы, своя система. Насколько известно, вроде бы все хорошо развивается. А в Донецке обстрелы продолжаются. Но люди живут – несмотря на то что стреляют, что зарплаты низкие. Но и цены тоже низкие. Может, это держит их, не знаю...
– Как тебе Костанай?
– Понравился. Чисто, люди отзывчивые. Регион многонациональный, люди друг с другом не конфликтуют. Это заслуга вашего Президента. Главное, что у вас сохранено двуязычие, многообразие национальных культур. На Украине пошла вражда, потому что русский язык запрещали. В школах в последние годы его почти убрали.