Ответ врачам
В 2014 году Михаилу Григорьевичу провели операцию – шунтирование сердца. Врачи тогда предупредили, чтобы он берег себя, не допускал переутомления и тяжелых нагрузок. Наш земляк в ответ взобрался на Эльбрус, потом на Килиманджаро. В 2018 году альпинист пошел на Аконкагуа и на Казбек, но подняться на горы он по разным причинам не смог. В Аргентину не прибыло его снаряжение – потерялось по дороге. В Грузии пришлось вернуться в приют из-за спутника, провалившегося в трещину. После этого супруга сказала, что больше его никуда не отпустит. Но 20 октября Михаил Терехов вылетел в Женеву. О такой жажде жизни и о таких людях, наверное, писал Джек Лондон.
Гора Монблан – кристаллический массив, высота которого достигает 4810 метров. Находится на границе Франции и Италии. Высшая точка Альп и Европы, без учета кавказских пиков. Протяженность около 50 км. Местные жители называют Монблан «белой дамой».
– Задумка подняться на Монблан созрела давно. Эту гору считают колыбелью альпинизма в Европе. Первое восхождение было совершено еще в XVII веке. Монблан считается очень опасной горой – за всё время здесь погибло от 6 до 8 тысяч человек.
Пробежать «кегельбан»
Михаил поднимался в группе из 12 человек. Возглавлял ее Юрий Ермачек, руководитель Уральского высокогорного клуба.
– Почти два километра мы шли практически по вертикальному склону. Я скоро почувствовал кислородное голодание. Вообще не могу спать на высоте – четыре ночи не сомкнул глаз. Беру с собой снотворные таблетки, но каждый раз боюсь их пить. Боюсь, что их действие не закончится, и я усну по дороге. Тогда товарищам придется возвращаться, а этого мне хочется меньше всего. Вообще на высоте всё по-другому – например, вода закипает при температуре 85 градусов. Еду приходится варить дольше. Какую еду я брал с собой? Сыр, сублимированные продукты, каши, воду топили из снега. Колбасу я не беру – опять же в горах и пищеварение гораздо хуже.
Группа дошла до ущелья Гутер, по дороге стали встречаться каменные и металлические таблички с именами погибших. Самый опасный промежуток ущелья – Гранд Кулуар. Его также называют «коридор смерти» или иронично – «кегельбан». Большая часть несчастных случаев происходит именно здесь. На высоте 3340 метров альпинистам нужно пересечь стометровый снежный склон под углом 48 градусов. В середине дня, когда температура поднимается, таящий снег обнажает каменные глыбы. В среднем каждые 17 минут в коридор падают камни. Кегли здесь – это сами альпинисты.
– Через Гранд Кулуар мы практически бежали и к счастью попали в промежуток без камнепада. Было тяжело – рюкзак 18 килограммов, тяжелые ботинки с шипами и 3300 метров над уровнем моря. Но я заметно окреп по сравнению с первыми восхождениями. Постоянно тренируюсь дома – на велосипеде до 400 километров в неделю, постоянный бег и обливание холодной водой.
Не деньги за новую жизнь
Михаил Терехов показывает свой Инстаграм. Облившись водой из колодца, он кричит в камеру: «Попробуйте – и вам понравится!» На другом видео он отжимается на растопыренных пальцах.
– Последний гребень 30 градусов. Ветер. Идем цепочкой. Колья вбиваем, передаем позади идущим. Я шел за гидом, как челнок – петли, колья... тяжело... (Михаил Григорьевич замолчал и даже будто прослезился от нахлынувших воспоминаний. Сразу рассмеялся). Как вспомню всё, что выдержал. Тяжело, ребята не верили...
На вершине наш Терехов развернул флаг Казахстана.
– Поставьте, пожалуйста, эту фотографию. Я большой патриот страны и не зря ношу его в рюкзаке. А в рюкзаке важен каждый грамм.
– Когда вы вернулись?
– 27 октября прибыл в Костанай.
– Наверное, уже новые планы зреют в голове?
– Хотелось бы с сыном проехать на велосипедах по Памирскому горному маршруту. Посмотрим...
– Во сколько вам обошлось путешествие на Монблан?
– Относительно недорого. Всё вместе – перелет, тур, питание – около 1500 евро. Я считаю, что это не деньги за новую жизнь. А с горы ты спускаешься другим человеком. Мне бы хотелось донести людям: хватит уже ездить в жаркие страны и лежать там звездой на песке. Это ведь скучно!