Погорельцы из Аманкарагая – владельцы домов в новом микрорайоне Аулиеколя – просят отдать им средства, оставшиеся в общественном фонде «Қайырымдылық KZ».
Общая проблема
Жители уверяют: чтобы вернуться к прежней жизни, им придется понести немало затрат. А деньги брать после пожара стало неоткуда.
Наталья Келлер, жительница дома №53 микрорайона «Бірлік»:
– Самая большая проблема – финансы. Многие работали на базарах, жили за счет лесного массива. Грибы, веники, мед – на это и жили, и нам хватало. У меня было ИП. Но дочь в больницу легла, на руках была месячная внучка. Пришлось закрыть ИП на время, и тут случился пожар, поэтому компенсации не было. На два миллиона товара сгорело. Нас 27 человек, мы подали коллективное письмо в акимат, чтобы нам выделили деньги из фонда «Қайырымдылық KZ», собранные в связи с ЧС. Из СМИ узнали, что в фонде остались деньги.
Жители кивают: да, всем выделили по пять миллионов тенге. Но, объясняют – когда дали первые три миллиона, Президент сказал, что в новых домах будет все, вплоть до посуды и ложек-вилок.
– Когда мы зашли, стоял холодильник, газовая плита и мойка. И один ковер. Все пришлось покупать, а цены в магазинах задрали. Диван, который стоил 180 тысяч, продавали за 260. Если есть этот фонд, туда ведь народ деньги собирал, такой же, как мы, – наперебой твердят сельчане, которые собрались, узнав, что приехали журналисты.
«Мы не иждивенцы!»
Эту фразу погорельцы корреспондентам «КН» повторяли не раз. И объясняли: их такой подход очень обижает.
– «Просматривается иждивенчество от погорельцев» – так о нас начали говорить в СМИ. Из-за того, что мы просим помощи от тех, кто заведует деньгами, которые для нас собрал народ? Куда мы дели пять миллионов? Да нам и еще пять не хватит, чтобы восстановить все, что у нас есть. Мы потеряли больше. Мы всю жизнь спины гнули. Никто не оплатил нам психологическое потрясение. Да, дома теплые, красивые. Отдельное спасибо нашему Президенту: не бросил нас в беде. Дома построили в кратчайшие сроки, – говорит Вера Татаранюк. – При нынешних ценах попробуйте закупить все в дом на эти деньги. У всех чеки есть. У меня сгорело 26 кур, никто не возместил. Амбары с овсом, зерном, сена два сеновала сгорело. Это не одна тонна. Я сама его кошу, сама заготавливаю. У меня два поля своих. Все сгорело, опять закупала. Я домохозяйка, соленья-варенья продавала. Чем заниматься на этой глине?
Придет весна – где грибы брать? Это замкнутый круг. Когда была гуманитарная помощь, нам, погорельцам, досталась только одна третья часть, наверное. У нас не было контроля над этим. Остальное распределили другим. Народ шел толпами. Сейчас мы не можем работать, нам стали скидывать вакансии – лес пилить... Кто возместит наши потери? Требовать от «тракториста»?.. (суд признал виновным в пожарах местного тракториста. – Прим. ред.)
Сакан Усабекова – пенсионерка. ИП закрыла, когда вышла на заслуженный отдых, но делать и продавать заготовки продолжала. При пожаре, по ее словам, товара сгорело на пять миллионов тенге – четыре тысячи веников, сто литров грибов.
Шесть владельцев домов уже получили предупреждение об отключении электроэнергии. Сабина Бычкова, многодетная мать, – одна из них. –
Подрядчик обязался, что будет оплачивать коммунальные услуги до декабря. Нам это сказали только на словах. Плюс у нас на руках еще не вся документация о праве собственности на недвижимость, – просто не можем оплатить.
Алла Михайловская с мужем в деньгах тоже не купаются – жили на заработок от грибов и веников. Сейчас, пока супруг в больнице, живут только на ее пенсию – 36 тысяч тенге. Практически все уходит на лекарства.
Тут капает, там – отваливается
Дома в «Бірлік» один к одному. Красивые, светлые, да и внутри уютно. Их владельцы торопятся показать недостатки – не так, мол, все гладко. Одна из главных проблем – почти каждую неделю приходится откачивать септик. На прежнем месте проживания это делали раз в год. Правда, местные власти поспособствовали решению этой проблемы – машину для этих целей направляют своевременно и бесплатно для жителей. Но дело не только в септиках – здесь другая почва.
– Весной будем все тонуть. А в домах уже плесень пошла, – показывает Валентина на верхний угол в комнате. – Кстати, в этой комнате нет отопления, и подрядчик не торопится это исправить.
Действительно, батарея в одной из комнат холодная. На подоконнике аккуратным жгутом свернуто полотенце: с окна стекает конденсат и капает на пол. И капает не только оттуда. Валентина ежедневно вооружается шваброй, чтобы протереть потолок. Жители очень хотят радоваться, ведь наверняка у большинства из них жилье было куда более старым и изношенным, но как-то не получается. Деревенские привыкли к деревенскому комфорту.
– Хорошие дома. Но нет придомовых построек. Даже лопату положить некуда, – сетует Татьяна Добровольская.
Оксана Авдеева, мать семерых детей, добавляет: «Говорили, что стройматериалы завезут на постройки».
– Гараж был со смотровой ямой, времянка, сарай, баня – придется отдать шесть-семь миллионов тенге, – подсчитала одна из сельчанок.
Марина Черняк и ее муж Андрей – глухонемые. Мужчина эмоционально жестикулирует, показывая на дверные косяки – мол, сколько ни укрепляю, все равно отваливаются.
Не ждите
В отделе внутренней политики акимата Аулиекольского района прокомментировали, что 27 января районный акимат принял во внимание обращение жителей и в свою очередь направил в фонд «Қайырымдылық KZ» ходатайство о том, чтобы выделить дополнительные средства обратившимся погорельцам.
Однако дополнительных средств, скорее всего, им ждать не стоит. Председатель фонда Батырбек Ахметов прокомментировал «КН» ситуацию:
– На данный момент в фонде около трехсот миллионов тенге. Эти деньги собраны на ликвидацию последствий ЧС. Погорельцам уже выплатили суммы. А тот остаток, который на сегодня имеем, будет направлен на затраты, которые будут весной в том же микрорайоне «Бірлік». К тому же, питомники строить нужно.
В ТЕМУ
Между тем на сайтах объявлений уже заметны объявления о продаже домов в новом микрорайоне Аулиеколя. Новые владельцы просят за краснокирпичное жилье в «Бірлік» от 15 до 25 миллионов тенге. Описание – теплый, уютный дом, газ и вода есть. При этом дом в Аманкарагае со всеми надворными постройками можно приобрести на сумму от 11 до 20 миллионов, в зависимости от состояния жилья.