Корреспондент «КН» попробовала себя в роли криминалиста.
По инициативе Министерства внутренних дел РК во всех регионах реализуют проект «Журналист в погонах», в рамках которого корреспонденты примеряют на себя форму полицейского и рассказывают о работе правоохранительных органов. Для участия в проекте Департамент полиции Костанайской области пригласил корреспондента «КН».
В камуфляже
Для участия в проекте и выезда с опергруппой мне выдали камуфляжный костюм, но без знаков различия – без погон, нашивок и петлиц. Группа стражей порядка укомплектована – на вызов обязаны выезжать все, вне зависимости от того, будет ли для них работа на месте. Оперуполномоченный, следователь, криминалист, водитель – в таком составе мы поехали на заявку.
Женщина заявила о краже, которая, предположительно, случилась в другом городе. Полицейские, среди которых журналист в камуфляже, выехали для того, чтобы взять у нее заявление. От криминалиста, по следам которого мы шли сегодня, требовалось только присутствие.
Ночь дежурства выдалась спокойной. С этим, как пояснила мой наставник, криминалист оперативно-криминалистического отдела ОП г. Костаная Менсулу ТЕМИРБАЕВА, не угадаешь. На дежурство женщина-полицейский заступает в 8.00 и находится на страже 24 часа.
– Бывает, что сутки только начинаются, и сразу выезд за выездом, кража за кражей, драка за дракой, не только ночью, но и днем. А бывает, что совсем спокойно, как сегодня, – рассказывает Менсулу.
Пальчики
Девушка работает криминалистом четыре года, пришла на эту должность сразу после окончания Карагандинской академии. Признается, что специализацию особо не выбирала, но и против не была – полицейских в семье нет, зато родители медики. От работы криминалиста на месте происшествия зависит многое. Менсулу объясняет, что очень важно соблюдать порядок и быть внимательной.
– Уже не запутаешься, все на автомате. Приезжаем на место происшествия. Допустим, если это кража, полностью производим фиксацию – от ориентирующей съемки до детальной. Например, если произошло в частном доме, сначала осматриваем территорию вокруг здания – вдруг преступник оставил след обуви. Фотографируем. Осматриваем двор, окна. Проверяем на взлом, ставим номерки. Каждый по своей методике работает. Потом начинаем обработку – отпечатки пальцев, смывы. Важно ничего не упустить.
К 26 годам хрупкая девушка дослужилась до капитана. Считает, что самое тяжелое в ее работе – это чемодан. Действительно, с непривычки легко поднять его с первого раза мне не удалось: вес чемодана около 10 килограммов. У каждого криминалиста, заступающего на смену, такой же. Чего только там не найдешь – от отвертки до штангенциркуля, от пробирки для теста ДНК до клея-карандаша. Менсулу показала мне, как криминалисты находят на месте происшествия отпечатки пальцев. Для этого используем порошок «Рубин», излишки которого можно собрать на специальную кисточку-магнит. Кстати, девушка заверила, что с поверхностей и одежды «Рубин» несложно отмыть и отстирать.
Мирная в плане вызовов ночь позволила немного углубиться в кабинетную работу криминалиста – на моих пальчиках показали, как снимают отпечатки. К слову, для этого сейчас используются электронные приборы, но в горотделе он пока не работает – временно пальчики снимают по старинке. Здесь необходима твердость руки – очень важно прокатать пальцы и ладонь так, чтобы рисунок сохранился четким.
Парфюмер в погонах
Заинтересовала меня в чемодане небольшая пустая, плотно закрывающаяся банка, с клочком ткани внутри. Это для выявления запахового следа, объяснила криминалист.
– Допустим, преступник оставил след на ручке двери. Для изъятия используется одорологический контейнер, который позволяет удержать запаховые следы. Внутри две форелевые ткани, которые изымают пинцетом и накладывают на предмет. Сверху наносим распылителем дистиллированную воду, она должна осесть сверху на предмет. Далее обматываем ткани фольгой и оставляем на 60 минут. Контейнер в это время остается закрытым, чтобы не попали посторонние запахи. После изымаем с помощью пинцета данные ткани, помещаем в контейнер, закрываем и опечатываем с двух сторон. На контейнер наклеиваем бирку, на которой указываем фабулу места происшествия, – детально объясняет капитан Темирбаева.
Если в последующем будет известен подозреваемый, назначается одорологическая экспертиза. Для нее используют специально оборудованный кабинет, собаку, одорологические контейнеры и контейнер с данным запахом. Собаке дают вещь подозреваемого, она выявляет запах.
Тяжело и ответственно
Стоит отметить, быть криминалистом-наблюдателем несложно. Тем более в спокойную смену. Но Менсулу признается – работа все же откладывает немалый отпечаток на психику. Самое важное в профессии – терпение. Не спать сутки сначала было сложно. Но теперь привыкла. Помогать гражданам – это приятно, но очень большая ответственность. «Первое время было тяжело смотреть на трупы. Мне больше всего запомнилось дело, когда человек утонул и через несколько суток всплыл. Спустя время кожа рук набухает и отходит от тела, а чтобы выявить личность, нужно надеть кожу обратно, как перчатки. Это было сложно морально».
Менсулу Темирбаева говорит, что за четыре года стала более сдержанной. Хотя и до этого все эмоции переживала внутри. Мне работа криминалиста приглянулась – местами слишком упорядоченная, но все же детальная и скрупулезная. Возможно, не женская, хотя кто еще может похвастаться такой внимательностью, как прекрасный пол…