«Без духовных ценностей общество становится уязвимым»

В этом уверен известный религиовед в Казахстане, эксперт ОФ «Центр исламских исследований», доктор PhD по теологии Балгабек МЫРЗАЕВ. Во время визита в Костанай, организованного Центром исследования религиозных проблем, он рассказал много интересно «КН».

Уроки арабского

– Занимаюсь изучением религии уже более 30 лет. Горжусь тем, что я один из первых выпускников по специальности «Религиоведение» в Казахстане. По образованию философ-религиовед и преподаватель арабского языка. Поступил в 1991 году в открывшийся в Туркестане госуниверситет имени Ходжи Ахмеда Ясави. Честно говоря, в самом начале меня привлекал арабский язык. Он казался мне красивым, необычным, богатым. Затем руководство решило открыть направление по изучению религии. С этого момента мой интерес к языку стал основой для более глубокого влечения к пониманию сути религий, их философии, их роли в жизни человека и общества.

В 1993 году университет получил международный статус, и к нам стали приезжать преподаватели из Египта, Турции, США, других стран. Это были носители различных религиозных традиций. Студенты получили уникальную возможность узнавать о религиях мира из первых уст. Я слушал лекции по исламу, христианству, иудаизму и другим религиям. Уже тогда среди студентов были активные дискуссии: спорили о роли религии в формировании нравственных ценностей, обсуждали ее влияние на общество.

Лично общался с миссионерами из Пакистана, Саудовской Аравии, Южной Кореи, США, Польши. Видел их методы, риторику, подход к вербовке. Параллельно глубже изучал религии, чтобы понять, в чем сила, а в чем опасность таких подходов.

Особую благодарность хочу выразить нашим казахстанским специалистам, которые уже тогда предупреждали о возможных угрозах и настойчиво рекомендовали изучать религию глубоко, научно, критически. Признателен Жумабай Изтаеву, Карлыгаш Муртаза, Аширбеку Муминову, известным востоковедам и преподавателям. Их подходы к науке и жизни произвели на меня неизгладимое впечатление. Я сделал вывод, что понимание религии начинается с понимания самого себя.

Угроза есть

– Экстремистские псевдорелигиозные учения и организации по-прежнему представляют многослойную угрозу для общества и государства. Во-первых, разрушают национальное единство. Стремятся противопоставить «своих» «чужим» – например, адептов своей доктрины – представителям традиционного ислама, христианства… Это может вызвать внутренние конфликты, межрелигиозную нетерпимость и даже радикальные действия.

Во-вторых, организации используют психологические методы манипуляции, играют на чувстве страха, несправедливости или одиночества. Человека втягивают в группу, изолируют от семьи и общества, подчиняют его волю. Это особенно опасно для подростков и молодежи.

В-третьих, активность таких движений может привести к отказу граждан от нормального социального функционирования – работы, учебы, участия в жизни общества. Некоторые адепты совершают преступления во имя ложных убеждений.

Не забывайте также об угрозе национальной безопасности. Под прикрытием религии часто действуют международные террористические и радикальные сети. Их цель – дестабилизировать обстановку, вербовать людей для участия в вооруженных конфликтах за рубежом или совершения терактов на родине. Лжерелигиозные группы искажают суть священных текстов и обычаев, дискредитируя тем самым настоящую религиозную традицию. Это сеет сомнение в умах верующих, разрушает доверие к официальным духовным институтам.

Угроза от экстремистских псевдорелигиозных организаций – это не только вопрос веры, но и вопросы социальной, культурной и государственной стабильности. Нужен постоянный мониторинг, законодательное регулирование и просветительская работа среди населения.

Ключ к безопасности

– В современном мире, где радикальные идеи быстро распространяются через цифровую среду, есть нестабильность и внутренние кризисы, надежная опора на духовные и нравственные ценности становится критически важной. Именно она формирует внутренний иммунитет личности – способность различать добро и зло, критически мыслить, не поддаваться манипуляциям. Радикализм я назвал бы антикультурой. Настоящие казахские дəстүр мен рухани құндылықтар – это про жизнь, береке, татулытатулық, ұрпақ амандығы. А радикальные идеи – про изоляцию, конфликт, запреты и страх.

Но радикализм не проникает в общество там, где у людей есть устойчивое мировоззрение, чувство принадлежности, понимание смысла жизни и ясные ориентиры. Эти ориентиры не могут быть навязаны извне: их закладывают с детства в семье, в школе, через культуру, язык, традиции и, прежде всего, личным примером. Поэтому борьба с радикализмом – это не только вопрос безопасности, но и вопрос воспитания, просвещения, духовного развития общества. Без духовных ценностей любое общество становится уязвимым. Там, где живы идеи доброты, справедливости, взаимоуважения, ответственности перед собой и перед другими, радикальным идеологиям не находится почвы. Только человек с крепким нравственным стержнем способен устоять перед разрушительными идеями.

Новая волна

– Гармоничная личность – основа гармоничного общества. Религиозный экстремизм, как и любые формы радикализации, чаще всего питается не идеей, а болью – душевной, социальной, семейной. Человек не становится радикалом внезапно. В основе его пути к лжерелигиозным или экстремистским учениям часто лежат одиночество и отверженность, отсутствие смысла жизни, чувство несправедливости, поиск принадлежности и «своих», семейные травмы или насилие.

Экстремистская идеология часто дает простые ответы на сложные вопросы, оформленные в яркие лозунги: «теперь ты – избранный», «все вокруг – ложь, только у нас – истина». И в экстремистские организации чаще всего вербуют тех, кто переживает личностный кризис, чувствует себя ненужным и одиноким, не реализовался ни в семье, ни в профессии, ищет смысл жизни. Экстремизм становится суррогатом смысла, придающим ложное ощущение силы, исключительности, принадлежности к «истинному пути».

Если главной ценностью становится власть, статус и материальный успех, а общество ежедневно наблюдает двойные стандарты, то любые идеологические призывы, в том числе и к толерантности, теряют доверие и звучат лицемерно. Часть общества уходит в крайности – будь то религиозный радикализм, национализм или западничество. Молодежь теряет ориентиры, подражая трендам вместо осмысленного выбора. В целом общество становится фрагментированным, где каждый тянет в свою сторону, а ценности становятся относительными. Без духовного стержня и идеологического единства любое общество рискует распасться на интересы. Именно поэтому возрождение нравственной, национальноориентированной, но открытой идеологии – историческая необходимость.

И семья – первый институт ценностей. Правда, сегодня многие родители сами дезориентированы, не знают, как говорить с детьми о сложном: вере, добре, смерти, любви, справедливости. В этом смысле школа играет ключевую роль в формировании базовых моральных ориентиров у детей.

Чтобы воспитать гармоничных людей, нам нужна не только грамотная система образования, но и сильная моральная атмосфера, построенная на подлинных ценностях. Нам нужна новая идеологическая волна, основанная на реальных историях и примерах. О враче, который спас жизни. О бизнесмене, который работает честно. Об учителе, который изменил чью-то судьбу. Говорить нужно современным языком в Instagram, TikTok, YouTube. И, главное – не бояться говорить о смысле, добре, вере, надежде. Эти слова не устарели.

Фото Nur.kz