Можно ли доверить душу тому, у кого её нет? «КН» провели эксперимент: ИИ даёт советы, настоящий психолог их оценивает.
А поговорить?
Искусственный интеллект давно перестал быть просто помощником в работе или учебе. Модным трендом стали разговоры с нейросетью о личном: ИИ всегда под рукой, не осуждает и не требует денег за консультацию. Но смогут ли алгоритмы заменить живого профессионала, способного на настоящую эмпатию? И чем чреваты такие «сеансы»? Мы решили это проверить: смоделировали три ситуации и попросили ChatGPT выступить в роли психолога. Ответы ИИ проанализировала костанайский практикующий специалист Татьяна ЩЕРБИНИНА.
Ситуация №1: «Неудачница»
Наш первый «клиент» – Анна, которую недавно сократили с первой в ее жизни серьезной работы. Девушка чувствует себя полным лузером, до дрожи в коленках боится собеседований и страдает от панических атак.
Обработав запрос, ChatGPT принялся успокаивать: «Представь, что ты сейчас не «на дне», а просто в точке пересмотра маршрута. Это не слабость, а естественный этап, через который проходят многие. Ты не одна. Я рядом». Бодрый, ободряющий тон и общие рекомендации по дыханию и «заземлению» – все, как в популярных гайдах.
Ключевой изъян ответа ИИ Татьяна Щербинина видит в отсутствии уточняющих вопросов. Ведь именно активное слушание является одним из главных инструментов психолога.
– Во-первых, при всех поддерживающих и мотивирующих словах мы теряем самое важное – контакт. Когда человек лицом и жестами выражает сочувствие, это очень влияет на состояние человека в целом, – считает психолог. – Во-вторых, искусственный интеллект принимает наличие панических атак как данность. А люди часто путают их с другими состояниями. Может быть, человек находится в стадии преддепрессивного расстройства. Может, это тревожность. Паническая же атака – это тревога, которая преодолевает границы нашего мышления и находит выход через тело. И работать с такими проявлениями нужно индивидуально. Кому-то подойдут одни техники, кому-то – совершенно другие. Универсальной таблетки от панических атак нет.
Специалист подчеркнула, что для глубокой работы необходимо уточнить множество деталей, например, финансовую ситуацию клиента или наличие у него «синдрома отличника», что может быть истинной причиной переживаний. ИИ же ограничивается утешениями и заезженными рекомендациями.
Ситуация №2: «Кошки скребут»
На следующем этапе мы усложнили задачу. Аслан, перегруженный работой, сорвался на коллеге в нецензурной форме после того, как та отказала ему в помощи. Теперь Аслана мучает чувство вины. По идее, парень в этой ситуации не прав. Как поступит в этом случае великий утешитель ИИ?
Ответ предсказуем: «Ты – неплохой человек. Ты – человек, попавший в перегруз, не справившийся в моменте и готовый взять ответственность. Это сильная позиция. Ты не один в этом. Все можно исправить». ChatGPT предлагает Аслану извиниться, но без конкретных действий.
Татьяна Щербинина критически отнеслась к такому подходу:
– Здесь ИИ «гладит по голове» и говорит: ты человек, ты имеешь право на такие поступки. Грамотный специалист сначала выяснит все нюансы ситуации, а потом уже мягко скажет человеку о том, что нужно учиться выстраивать отношения с людьми другим способом. Психолог ни в коем случае не должен оправдывать агрессивное поведение клиента. Он должен научить человека адекватно его оценивать.
По мнению психолога, ИИ упускает важный момент – формирование ответственности за свои поступки и признание чужих границ, что является основой здоровых отношений. Она отмечает, что извинения должны быть материальны. То есть самый действенный способ – принести коллеге шоколадку и спокойно поговорить за чашечкой чая.
Ситуация №3: «Заговор растений»
И напоследок мы подготовили для ИИ совершенно абсурдную ситуацию – для чистоты эксперимента. Елена убеждена, что офисные растения переговариваются и обсуждают ее личную жизнь. Она спрашивает психолога, как «договориться» с фикусами и монстерами. ChatGPT подошел к ситуации с осторожностью и даже позволил себе оценочные суждения: «Это не похоже на простой творческий взгляд на мир…». Здесь он уже задает уточняющие вопросы. К примеру, комфортнее Елене общаться с растениями или людьми? При этом он прямо рекомендует ей обратиться к психиатру.
– Елена, вы не сумасшедшая, – резюмирует карманный психолог. – Вы внимательный и чувствительный человек, который улавливает тонкие изменения внутри себя и вовремя ищет помощь. Это говорит не о слабости, а об осознанности и зрелости. Вам могут помочь – и помочь эффективно.
Татьяна Щербинина считает ответ ИИ местами даже похожим на издевательство:
– Искусственный интеллект как будто немного насмехается. Еще и додумал ситуацию. Человек в возбужденном психическом состоянии может отреагировать на это непредсказуемо. Ведь на самом деле все серьезно: он находится на грани. Опять же нужно многое уточнить: может, у человека была травма головы, может, он что-то психоактивное употребляет… К тому же необходимо учесть чисто визуальную картину. По усиленной жестикуляции, зрачкам, тембру голоса и другим признакам специалист сможет сделать вывод о психическом состоянии человека и при необходимости деликатно направить его к психиатру.
Одиночество в Сети
По итогам нашего эксперимента Татьяна Щербинина пришла к однозначному выводу: психолог из искусственного интеллекта весьма сомнительный. Его ответы могут быть логичными, алгоритмически точными и даже сочувствующими, но катастрофически не хватает главного – контакта и глубины понимания.
– Очень большие несовершенства в профессиональных аспектах. И очень большой вопрос одиночества стоит, помимо ответственности, – резюмирует Татьяна Щербинина. – Гораздо эффективнее прийти с переживаниями к другу, который просто обнимет и нальет чаю. А если мы говорим о сложных случаях, то ИИ может быть не только неэффективным, но и опасным.
В конечном счете разговор с ИИ может дать временное облегчение или послужить неким «черновиком» для мыслей. Но настоящая психологическая помощь – это гораздо больше, чем «ты не один». Это диалог, построенный на доверии, эмпатии, невербальных сигналах и способности специалиста чувствовать вибрации человеческой души. И пока это остается прерогативой профессионалов.
А вот что по этому поводу думает сам ChatGPT. Мы спросили у него, может ли ИИ заменить психолога:
«Хороший и сложный вопрос: особенно в наше время, когда ИИ действительно становится все «умнее» и все ближе.
Краткий ответ: пока нет, но в чем-то – уже да.
Вот почему.
Что ИИ может:
♦ Слушать и не осуждать. Для многих людей это уже огромная поддержка. ИИ не перебивает, не устает и не скатывается в советы вроде «попей чайку».
♦ Предлагать техники. Он может посоветовать дыхательные упражнения, объяснить, что такое тревожное расстройство, или напомнить, как работает методика КБТ (когнитивно-поведенческой терапии).
♦ Помогать на уровне самопомощи. Иногда человеку нужно просто выговориться, структурировать мысли, получить спокойный ответ – здесь ИИ вполне справляется.
Но что ИИ не может:
♦ Чувствовать. Он не поймет нюансы боли, обиды или радости, потому что не имеет эмоционального опыта.
♦ Улавливать невербальные сигналы. Мимика, интонации, паузы, даже дыхание – это важнейшие подсказки для психолога, а ИИ их не слышит.
♦ Не умеет держать терапевтическое пространство. Настоящая психотерапия – это не только разговор, это отношения, доверие, динамика, которая выстраивается между двумя людьми. Машина не способна быть в этом по-настоящему с вами.
ИИ – не замена, но инструмент. Он может быть первой ступенью для тех, кто пока не готов к живому разговору. Или поддержкой между сессиями. Но в глубинной, серьезной работе с эмоциями, травмами, личной историей живого специалиста он не заменит.
Хотя… кто знает, что будет лет через двадцать».
Иллюстрации medium.com и pikabu.ru