Двигатель внутреннего внимания

В 2025 году в стране планируют произвести около 148 тысяч автомобилей. Почти половина есть. Это итог первых шести месяцев.

Укрепим позиции

Сегодня уже можно смело говорить, что производство автомобилей стало ключевым сегментом казахстанской промышленности, ведь занимает примерно 41% от общего объема машиностроительной отрасли. Действующие сейчас автозаводы уже выпускают широкий спектр популярных брендов, включая JAC, Chevrolet, KIA, Lada, Jetour, Hongqi, Skoda, Hyundai и премиальный Genesis.

К тому же в этом году планируется запуск двух новых производственных площадок, которые существенно увеличат потенциал казахстанского автопрома. Речь идет об автозаводе KIA в Костанае, расширяющем присутствие южнокорейского бренда на казахстанском рынке, и мультибрендовый завод в Алматы, который будет специализироваться на выпуске автомобилей CHANGAN, Haval и CHERY.

Как заметил вице-министр промышленности и строительства Олжас Сапарбеков, «благодаря вводу в эксплуатацию новых мощностей в стране значительно увеличится объем производства автомобилей, собираемых по мелкоузловой технологии, что позволит расширить модельный ряд и укрепить позиции отечественного автопрома».

Стратегическая важность

Если уж быть совсем точными, то в 2025 году планируется произвести 147824 автомобиля. Однако данная отрасль однозначно имеет возможность для превышения этого показателя. Если, конечно же, удастся оптимизация процессов, связанных с выдачей сертификатов для отечественных товаропроизводителей.

Для реализации этого потенциала уже поручено Министерству торговли и интеграции принять меры по оперативной выдаче необходимой разрешительной документации, что позволит своевременно запустить серийное производство новых моделей и обеспечить максимальную загрузку производственных мощностей.

Нетрудно понять стратегическую важность развития автомобильной промышленности для диверсификации экономики страны, ведь здесь создаются высокотехнологичные рабочие места. Отечественный автопром снижает нашу зависимость от импорта. К тому же расширение локализации производства через мелкоузловую сборку способствует развитию смежных отраслей и привлечению инвестиций в производственный сектор.

А в целом реализация намеченных планов позволит Казахстану укрепить свои позиции, как одному из ведущих производителей автомобилей в Центральной Азии. И создаст прочную основу для дальнейшего развития высокотехнологичного машиностроения в стране.

Пока не рекорд

За шесть месяцев этого года производство автопрома страны увеличилось на 12,7%. Это если сравнивать итоги с таким же периодом прошлого года. Но не стоит торопиться называть такие показатели лучшими. Дело в том, что с января по июнь, сообщает Бюро национальной статистики РК, в стране собрали 71494 единицы колесной техники. Это действительно больше, чем в 2024 году. Но зато в 2023-м казахстанские автозаводы отчитывались о 73055 единицах. То есть нужно превысить эту цифру, чтобы был повод говорить о рекорде.

Между тем если посмотреть более детально, то очень плодотворным был прошедший июнь. В стране выпустили 13741 единицу техники, включая коммерческую, против 6622 за аналогичный период 2024 года.

Конечно, основной объем производства приходится на легковые автомобили: 64795 штук за шесть месяцев – на 13,6% больше, чем в 2024-м. Производство автобусов достигло 1149 единиц (+5,4%), а вот грузовиков собрали меньше на 3,4% – 3467. Отдельно отмечается выпуск 1697 прицепов и полуприцепов и 386 единиц прочей спецтехники.

Кто на новенького

Речь о рынке новых автомобилей. Как дела?

За прошедшие полгода в Казахстане реализовано 104869 новых машин, включая коммерческую технику. Это на 26,2% больше, чем за первое полугодие 2024-го. Причем весьма плодотворным был июнь, когда по данным ОЮЛ «Казахстанский Автомобильный Союз» удалось продать 19402 новых авто (+16,2% к июню 2024 г.).

Президент Союза Анар Макашева подчеркнула, что уровень продаж новых автомобилей в текущем году на протяжении нескольких месяцев находился на отметке – 19 тысяч ед./месяц. Новые автомобили становятся доступнее. А это в свою очередь влияет и на вторичный рынок. Многие казахстанские автовладельцы, кто ранее не задумывался о покупке нового авто, теперь выбирают его благодаря выгодным программам, предлагаемым в официальных автосалонах Казахстана. Прогнозируется, что эта тенденция сохранится и в ближайшие месяцы. Надо учитывать, что хорошие продажи новых машин – это не только сбывшиеся мечты. Обновление автопарка – это и улучшение экологии.

Инфографика Ирины СУВОРКОВОЙ

Автор фото Сергей Миронов