Из связи в князи

Законопроект, разрешающий операторам связи ставить базовые станции на крышах многоэтажек без согласия жильцов, пока «ловит» только негатив. Председатели ОСИ готовят коллективный иск в Конституционный суд РК.

Абонент недоступен

Легитимный доступ к крышам операторы продавливали давно. И это вынужденный шаг с их стороны. Без базовых станций обеспечить население стабильным Интернетом и качественным мобильным сигналом невозможно: для мачт, например, в Костанае нет ни клочка свободной земли. Даже при разработке ПДП новых районов участки для строительства антенно-мачтовых сооружений и опор для операторов мобильной связи не предусмотрены.

Однако и крыши оказались для сотовых операторов «вне зоны доступа». Помехой в этом деле стала радиофобия. Напуганные страшилками об опасном излучении жильцы просто-напросто не дают согласие на установку оборудования, а если оно уже есть, добиваются демонтажа через суд. И выигрывают. Потому что Закон РК «О жилищных отношениях» прямо гласит: крыша является общедомовым имуществом, а значит ее хозяева – собственники квартир. Конфликт интересов привел к появлению «белых пятен» на карте покрытия сети в Костанае.

– В некоторых районах, а также в отдельных жилых комплексах наблюдаются перебои с качеством мобильной связи и Интернета, что связано с перегрузкой существующих сетей и недостаточной инфраструктурой, – пояснил «КН» руководитель Управления информатизации, оказания государственных услуг и архивов акимата Костанайской области Азамат Кашиев. – Больше всего на качество мобильной связи и Интернета жалуются жители микрорайонов «Юбилейный», «Береке» и «Западный».

К слову, госорганы и операторы неоднократно пытались вразумить население. Встречались с жильцами новых микрорайонов, приводили аргументы, ссылались на научные исследования. Но тщетно.

– Складывается парадоксальная ситуация: жители жалуются на качество сотовой связи и мобильного Интернета, и сами же препятствуют решению проблемы, – говорит руководитель межрегиональной инспекции связи Комитета телекоммуникаций Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК по Костанайской, Северо-Казахстанской областям Валентина Берлет. – Возьмем, к примеру, дом №14 по ул. Темирбаева. Он девятиэтажный, поэтому является идеальной локацией для покрытия сотовой связью района железнодорожного вокзала. Но несколько собственников квартир выступили против установки базовой станции сотовой связи на крыше дома. Свободного земельного участка для возведения антенно-мачтовых сооружений в данном районе нет. Считаю необходимым при планировке новых микрорайонов и строительстве многоэтажных зданий застройщику, отделу архитектуры и строительства акимата Костаная предусмотреть выделение земельных участков для установки АМС, опор двойного назначения под базовые станции сотовой связи.

Сигнал к действию

Законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития рынка телекоммуникаций и центров обработки данных», который не так давно разместили на портале «Открытые НПА», в корне меняет дело. В нем предлагается дополнить Закон РК «О жилищных отношениях» статьей 38-1, где в п. 3 черным по белому написано: «Не требуется согласие собственников объектов кондоминиума здания, сооружения, квартир и нежилых помещений либо их доверенных лиц в установке телекоммуникационного оборудования на объектах кондоминиума здания, сооружения при наличии санитарно-эпидемиологического заключения». Есть и более категоричный п. 4: «Собственникам объектов кондоминиума здания, сооружения, квартир и нежилых помещений либо их доверенным лицам запрещается отказывать в установке телекоммуникационного оборудования на объектах кондоминиума здания, сооружения при наличии санитарно-эпидемиологического заключения».

Последнее нужно для того, чтобы замерить уровень допустимого электромагнитного облучения и заодно успокоить нервы жителей последних этажей.

– Собственники стационарных передающих радиотехнических объектов в обязательном порядке разрабатывают проектную документацию по установлению границ воздействия электромагнитных полей и размещения оборудования, – прокомментировала «КН» заместитель руководителя Департамента санитарно-эпидемиологического контроля Костанайской области Зауре Ельшибаева. – На сегодняшний день по результатам проведенных обследований введенных в эксплуатацию базовых станций, размещенных на территории Костанайской области, превышений предельно допустимых уровней электромагнитных излучений зарегистрировано не было. Если базовая станция установлена в соответствии с нормативными требованиями, то ее работа безопасна для жизни и здоровья человека.

Кто кого ОСИлит?

Тем временем ОСИ беспокоят не столько невидимые глазу лучи, сколько вполне материальные дыры на крышах и потерянные доходы.

– У нас уже есть негативный опыт работы с некоторыми операторами, – говорит руководитель Ассоциации ОСИ и ПТ Костанайской области «Костанай-Камкор» Альбина Мухамедьярова. – Проводка горит, наделали дыр в недавно отремонтированной крыше. Страдают жильцы верхних этажей. Кто потом все это будет устранять? ОСИ за счет все тех же жильцов. По-моему, это несправедливо.

Представитель Ассоциации самоуправляемых кондоминиумов «Мой дом» Сайлау Асылбаев говорит о том, что ОСИ готовы пускать сотовых операторов на крыши, но, во-первых, с разрешения, а во-вторых, не бесплатно. На одном сотовом операторе дом зарабатывает около 100 тысяч тенге арендной платы. Для ОСИ – это, безусловно, деньги, на которые можно подлатать ту же крышу. В законопроекте же сказано, что отныне договор на установку базовых станций будут подписывать на безвозмездной основе. Минус одна статья доходов.

Поэтому представители всех ОСИ Казахстана готовят иск в Конституционный суд РК с просьбой дать правовую оценку проекту. Председатели объединений приводят следующие доводы:

«1. Поправки нарушают ст. 26 Конституции РК, допуская использование собственности без согласия владельцев, что равнозначно принудительному отчуждению.

2. Ст. 14 Конституции РК (равенство перед законом) нарушается, так как операторы связи получают привилегированный доступ к частной инфраструктуре в обход воли собственников.

3. Ст. 39 Конституции РК не соблюдается, поскольку граждане лишаются судебной защиты права на согласование использования их имущества.

Правовая позиция:

  • развитие телекоммуникаций не может оправдывать нарушения конституционных норм; публичный интерес должен достигаться через диалог с собственниками, а не через административное принуждение;
  • изменение понятия «общая собственность» в поправках противоречит ГК РК, что нарушает принцип верховенства Конституции (ст. 4)».

К слову, если законопроект все же одобрят в таком виде, в котором он есть сейчас, бросаться на баррикады ОСИ будет невыгодно. Контроль за исполнением новых требований будет осуществлять жилищная инспекция, то есть государственная организация. А значит, нарушение правил будет квалифицироваться по статье 462 КоАП «Воспрепятствование должностным лицам государственных инспекций и органов государственного контроля и надзора в выполнении ими служебных обязанностей, невыполнение постановлений, предписаний и иных требований». Штраф для некоммерческих организаций (КСК, ОСИ) на первый раз – 100 МРП (393 200 тенге), на второй – 200 МРП (786 400 тенге).

Автор фото Сергей Миронов