Как учить финансовой грамотности?

Дискуссии на обозначенную тему идут на парламентском и партийном уровнях. Предлагаем ознакомиться с мнением наших экспертов.

Андрей КОВАЛЬ, директор Центра науки КРУ им. А. Байтұрсынұлы, член Общественного совета Костанайской области, кандидат экономических наук:

– Мы становимся свидетелями окончательного перехода нашей системы образования на компетентностную модель. Человек за счет раннего прогнозирования получает свою роль в обществе, повышая профессионализм всю жизнь. Есть и альтернативный подход, традиционный – ряд стран продолжает его развивать. Сегодня уже никого не удивляет, что учащиеся отказываются от уроков географии в пользу биологии, например. В результате сейчас и у нас много тех, кто не знает вещей, которые раньше любой школьник знал. Объяснить дефицит фундаментальных знаний можно функциональностью встраивания в систему образования снизу доверху искусственного интеллекта, финансовой, юридической грамотности, чтобы ответить на вызовы цивилизации. На самом деле, система образования, которая работает на общих базовых принципах развития человека, лучше готовит людей к обучению. Важно подготовить человека к восприятию информации и возможности учиться на протяжении всей жизни. Элементарно: человек должен понимать, что если средний уровень прибыли в обществе 10%, то обещание 500% является мошенничеством, финансовой пирамидой.

Тахир БЕРДИМБЕТОВ, адвокат Коллегии адвокатов г. Астаны, кандидат экономических наук:

– Финансовая грамотность предполагает осведомленность, знания, навыки, установки и соответствующее поведение. Набор таких компетенций позволяет человеку принимать разумные финансовые решения, а обществу в целом дает возможность поддерживать и улучшать материальное благополучие. В моем понимании, быть финансово грамотным – это жить по средствам. Нам навязывают товары, услуги, но не рассказывают, как не попасть с ними в долговую яму. За первый квартал текущего года граждане Казахстана взяли кредитов на сумму свыше четырех триллионов тенге. Огромные деньги, но возвращать займы кредитным организациям надо будет процентов на 30 больше, чем «одолжили». Сегодня машина, айфон, круиз, а завтра петиции в правительство: помогите! Надо научиться простым арифметическим действиям: могу потратить не больше, чем могу заработать.

Турар ЕЛИБАЕВ, преподаватель КСТУ им. З. Алдамжар, докторант КРУ им. А. Байтұрсынұлы:

– Финансовая НЕграмотность обрекает людей на ошибки, долги, штрафы… Степень закредитованности населения Казахстана – наглядный пример того, что в нашем обществе серьезные проб лемы с финансовой грамотностью. Следовательно, необходимо подключать государство к решению этой задачи, «Глобальные компетенции» в школьной программе охватывают широкий круг тем, но не дают конкретных практических навыков обращения с личными финансами. Этому можно и нужно учить с детства. Для взрослых существуют специальные инструменты: мобильные приложения, позволяющие отслеживать расходы и доходы по категориям, а также курсы и видеоуроки на платформах вроде Coursera и YouTube. Даже подростки сегодня могут самостоятельно изучать литературу на эту тему и проходить онлайн-обучение. Элементы финансовой грамотности можно внедрять через школьные кружки, факультативы и проектную деятельность. Нужны совместные усилия личности, семьи, общества и государства.