Когда бюджет не вывозит

Оптимизация городской маршрутной сети, призванная сэкономить бюджету 900 млн тенге, прошла первое испытание началом учебного года. Вернее, не прошла: забитые под завязку автобусы, хаос на остановках, опоздавшие в школу дети…

Кильки в банке

Так ощущали себя пассажиры костанайских автобусов 2 сентября. В этот день школьники и студенты массово отправились на учебу после летних каникул. В самый пик нагрузки на общественный транспорт местные власти решили провести эксперимент – сократили количество автобусов, изменили график и схемы маршрутов. Что из этого вышло?

– В 8.15 я села в автобус №27 на остановке возле железнодорожного вокзала, – говорит жительница Костаная Яна Кравцова. – Обычно в такое время он ходит полупустой, но сегодня был просто какой-то коллапс! На остановке «КИнЭУ» студенты чуть ли не плакали: не могли продвинуться к выходу, просили, чтобы их выпустили. Дальше водитель уже не смог взять всех пассажиров – народ остался на остановке. Чтобы не сносило людским потоком, приходилось крепко держаться за поручень обеими руками. Ехали как кильки в банке!

Такие же впечатления от поездки сегодня получили и пассажиры других автобусов. В комментариях к новости на паблике «Костанайских новостей» посыпались жалобы от тех, кто проехался по новой схеме маршрутов №№10, 27, 21, 13, 8 и других. Перегруженные автобусы с прижатыми к входным дверям людьми вынуждены были проезжать остановки. Дети опаздывали в школу, взрослые – на работу.

Ложку неразберихи в бочку хаоса добавило отсутствие информации о новом графике автобусов. Ее обещали разместить в свободном доступе еще до оптимизации, которая стартовала 1 сентября. Однако на сайте городского акимата график появился к вечеру 2 сентября.

СПРАВКА
В настоящее время городская и пригородная маршрутная сеть Костаная включает 38 маршрутов,
из них 20 – городские и 18 – пригородные. Общее количество автобусов, задействованных в
перевозках по городским и пригородным сообщениям, составляет 289 единиц. Ежедневно на маршруты до оптимизации выходило 203 автобуса, после – 186, 139 из них или 68% – в возрасте до 7 лет.

Не везёт

Костанайские перевозчики говорят, что ожидали коллапса и даже предупреждали чиновников. Но решение приняли без учета их мнения.

– На маршруте №13, где один из самых больших пассажиропотоков, сократили пять автобусов! – пояснил корреспонденту «КН» руководитель ИП «Брунер А.В.» Александр Брунер. – Всего же на наших маршрутах убрали девять единиц транспорта. Город растет, расширяется. Очевидно, что автобусов, после мер, которые акимат принял для экономии бюджетных средств, катастрофически не хватает. Для перевозчиков это тоже больной вопрос. Во-первых, проблема с кадрами: девять автобусов – это водители, которые работают в компании много лет, у них семьи… Во-вторых, за последние три года мы приобрели 40 новых автобусов в лизинг. Нам нужно выполнять свои финансовые обязательства, что затруднительно после оптимизации.

К слову, перемены затронули и злополучный 120-й маршрут, который стал предметом судебного разбирательства между перевозчиком и властями. Автобусы по-прежнему не заезжают в Рудный и Костанай, зато увеличилось время ожидания – с 30 минут до 40-50.

В ТОО «Жарык-Жол-1» оптимизация «выкосила» два автобуса маршрута №27 и столько же №24. Учитывая, что на последнем маршруте ходят небольшие по вместимости «китайцы», ситуация критическая.

– Чтобы водитель проезжал остановки – это нонсенс, такого раньше не было, – ответил «КН» директор ТОО «ЖарыкЖол-1» Виктор Мущинский. – А что будет зимой, когда люди будут ездить в шубах и пуховиках? Да и ждать на остановках по 20 и более минут в холода – просто невозможно, это риски для здоровья. Транспорт должен работать как часы. А сейчас мы видим, что новая схема не справляется. Акимат упирает на то, что сможет сэкономить на субсидиях, но я думаю, что пассажир лучше заплатит больше денег, но поедет с комфортом. Что такое сейчас 100 тенге? 300 граммов солярки! Это не деньги. В Челябинске проезд стоит 45 рублей, поэтому там нет нужды субсидировать общественный транспорт и вопрос о сокращении автопарка даже не стоит.

Час пик

Между тем сохранение существующего тарифа – один из ключевых аргументов, который приводили власти в пользу оптимизации маршрутной сети. Второй – солидная экономия для бюджета.

– Если в 2021 году на субсидирование социально значимых пассажирских перевозок было предусмотрено 1,2 млрд тенге, то в текущем году потребность достигла порядка 7,9 млрд тенге, – говорит заведующий сектором отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автодорог акимата Костаная Нурдаулет Бейсенов.

Акимат вынес проблему на рассмотрение тарифной комиссии с участием представителей общественного совета, ассоциации перевозчиков, депутатов городского и областного маслихатов, НПП «Атамекен» и других. Данные для анализа предоставил оператор системы оплаты проезда в автобусах ТОО «ALEMPAY».

– Были всесторонне изучены данные диспетчерской системы за год, включая школьный сезон, – говорит Нурдаулет Бейсенов. – Также учитывались фактическое время движения автобусов по маршрутам по GPSтрекерам, учет пассажиропотока на остановках в разное время суток, заполняемость и загруженность салонов автобусов. В ходе мониторинга было выявлено, что на конечных остановках одновременно простаивали долгое время по 2–3 автобуса одного маршрута, ожидая выезда. В утренние и вечерние периоды отмечается сильная разница загрузки: в часы пик автобусы перегружены, в межпиковое и позднее время – ходят полупустыми. Это приводит к неэффективному использованию транспорта, избыточному пробегу, перерасходу топлива и неэффективному использованию бюджетных средств.

КСТАТИ
Есть надежда, что новые схемы и графики еще могут подкорректировать. В акимате Костаная пообещали, что примут во внимание все обращения и пожелания жителей города по вопросам работы общественного транспорта. Свое
мнение вы можете озвучить диспетчерам ситуационного
центра iKomek по номеру 109.

Не резиновые

Мониторинг выявил и дублирование маршрутов. Это касается №13 и №18. Судя по всему, именно поэтому с ИП «Брунер А.В.» обошлись особенно сурово (из 17 оптимизированных автобусов 9 обслуживает он). Однако, как говорит Александр Брунер, почему-то более популярный 13-й маршрут лишили сразу пяти автобусов, а 18-й – только одного. Впрочем, задать этот вопрос властям он так и не смог. Договор на организацию регулярных автомобильных перевозок пассажиров и багажа предоставляет организатору перевозок, то есть акимату Костаная, исключительное право вносить изменения в схему и расписание движения транспортных средств без согласования с перевозчиками. Предпринимателей просто поставили перед фактом.

При этом, как подчеркивают в акимате, это всего лишь первый этап оптимизации автобусной сети. Ее обкатывают на 14 маршрутах: №2, №3, №8, №10, №11, №12, №13, №18, №19, №21, №24, №25, №27 и №120. Всего в городе стало меньше на 17 автобусов. По расчетам тарифной комиссии, урезание автопарка сократит суммарный годовой пробег на 1,1 млн километров в год и сэкономит государственной казне 900 млн тенге.

Но это все в будущем, а пока мы имеем только тысячи недовольных костанайцев. На недавнем брифинге в акимате Костаная заместитель акима города Алмат Исмагулов сказал, что «бюджет не резиновый», но то же самое можно сказать и об автобусах, а также терпении людей, которые не могут добраться вовремя до работы и учебы.

Автор фото Сергей Миронов