Колёсные ряды

Перспективная отрасль: потенциал автопрома крайне велик, особенно в Костанае.

Расширение локализации

Это направление стало главным трендом в развитии автоиндустрии. Неслучайно в ряде регионов создают промышленные кластеры по производству
деталей и комплектующих. Как говорят специалисты, по итогам этого года отечественные производители транспортных средств должны выполнить
мелкоузловым методом (CKD) минимум 30% всего объема.

В нашей области еще в 2021 году на конвейерах «СарыаркаАвтоПром» был налажен выпуск автомобилей марки Kia в рамках промышленной кооперации с Kia Motors Corporation. Затем, в начале 2023-го, на костанайском автозаводе запустили мелкоузловое производство марки Kia Sportage. А уже осенью того же года в Костанае началось строительство нового автосборочного производства Kia с высокой степенью локализации. Это первая крупная производственная площадка Kia Motors Corporation за пределами Южной Кореи.

Когда осенью завод выйдет на полную проектную мощность (в него южнокорейские партнеры «СарыаркаАвтоПром» инвестируют порядка $200 млн),
то будет выпускать до 70 тысяч новых автомобилей в год. На начальном этапе – модель Kia Sorento, а в январе 2026 года к ней присоединится обновленный Sportage. Эти выбранные для старта производства в Костанае модели – лидеры продаж бренда Kia.

Сейчас идут строительно-монтажные работы и прокладка инженерных коммуникаций. Затем на этом заводе приступят к работе около 1500 человек.

Из собственных деталей

Костанайский завод KIA, конечно, под пристальным вниманием руководства региона, страны. В рамках исполнения поручений главы государства Правительство направило 6,56млрд тенге из резерва на развитие транспортной инфраструктуры индустриальной зоны Костаная. Эти деньги
предназначены для строительства подъездных автодорог и железнодорожных путей к строящемуся заводу, который станет одним из крупнейших проектов в автопроме страны.

Напомним, что в следующем году в Костанае начнет работу еще одно крупное предприятие автомобильной промышленности, которое будет
выпускать детали для сборки машин, то есть в рамках все того же расширения локализации отечественной автоиндустрии. На этом заводе будут производить сиденья, глушители, бамперы, зеркала, пластиковые элементы кузова, электрические жгуты, детали интерьера и экстерьера. А еще, помимо
запчастей, запустят производство химической продукции — автомобильные эмали и герметики.

Основными партнерами этого предприятия станут костанайский завод Allur, где сегодня собирают Kia, Chevrolet, JAC, Jetour, Škoda и Hongqi, а также автосборочный комплекс Kia. В производство автокомпонентов инвесторы намерены вложить 17,8 млрд тенге. И эта площадка обеспечит работой порядка 800 человек.

Лучшие бренды

А теперь о том, сколько транспортных средств (ТС) вышло из ворот отечественных автозаводов уже в 2025 году. Правда, официальная статистика, как
всегда, немного отстает от сегодняшней даты. Поэтому придется говорить об итогах первых месяцев нынешнего года. За это время произведено 20888
единиц ТС (-9,3% к аналогичному периоду 2024 г.). Основной объем производства по-прежнему приходится на легковые автомобили – 19285 единиц ТС (-7,7% к 2024 г.).

Грузовых автомобилей выпущено 673 ед. (-39,3%), производство автобусов – 297 ед. (-36%). Кроме того, произведено 532 единицы прицепов и полуприцепов и 101 единица прочей спецтехники. Доля автопрома в структуре машиностроения по итогам двух месяцев составляет 40,5%.

Автор фото Сергей Миронов