Колёсные ряды ширятся

Транспорта в стране станет значительно больше. Де-юре. В официальном списке через две недели будут мопеды.

Условия

В октябре прошлого года утверждены изменения в Закон РК «О дорожном движении»: с 5 апреля мопеды или, как их чаще называют, скутеры, будут считать механическими транспортными средствами. А значит, они должны быть зарегистрированы с выдачей госномера. К тому же управлять ими смогут лишь граждане с водительским удостоверением категории А1.

Для регистрации мопеда необходимо обратиться в спецЦОН по месту жительства. При себе – удостоверение личности (можно в электронном виде) и технический документ либо сведения с характеристиками мопеда, в том числе полученные из открытых источников. Затем надо заполнить заявление, пройти осмотр скутера и оплатить госпошлину за его регистрацию – 0,25 МРП (983 тенге), за выдачу свидетельства о регистрации – 1,25 МРП (4915 тенге) и за госномер – 1,4 МРП (5504 тенге).

Не исключено, что может быть и так: на представленный для регистрации мопед нет никаких документов, к тому же на нем нет VIN-кода или его год выпуска невозможно установить. Тогда эти данные присваивают после того, как мопед осмотрят. Причем датой выпуска будет считаться год проведения техосмотра. Иными словами, даже явно бэушные скутеры без документов после регистрации приравняют к новой мототехнике.

По данным полиции, в первой половине марта в нашей области было зарегистрировано около 200 мопедов. Это, конечно, лишь малая их часть. Стражи порядка надеются, что к началу сезона транспортные средства такого типа получат госномера. А что касается водительских удостоверений, то владельцы мопедов уже стали обращаться туда, где могут обучать по категориям А и А1. Допустим, в костанайской автошколе «Водитель АВС» сообщают, что в последние месяцы заметно увеличилась запись будущих мотоциклистов и мопедистов. В их числе немало девушек.

Наказание

Полицейские напоминают, что после 5 апреля водителей мопедов, которые не зарегистрируют свою технику и будут управлять ими без водительского удостоверения категории А1, станут наказывать. А сами мопеды отправят на спецстоянку.

Какое наказание? Например, за езду без номеров или на скутере, не поставленном на учет, – штраф 10 МРП (39320 тенге). За установку поддельного госномера – 15 МРП (58980 тенге), а за езду без прав – 5 МРП (19660 тенге).

Заметим, что ездить мопедистам можно только по проезжей части. Под запретом передвижение по тротуарам, пешеходным и велосипедным дорожкам, обочинам и полосам для общественного транспорта. А еще водители мопедов должны ежегодно пригонять технику на техосмотр. К тому же на них будет распространяться требование об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств.

Кстати, насчет категории А1: она выдается с 16 лет. Но с категорией А1 разрешено водить, конечно, не любой мопед. Это зависит от его мощности. Возможно, необходимо получать права как на мотоцикл – категория А. Это уже возраст – 18+.

Мопед – это аббревиатура от слов «мотор» и «педаль». Такой термин был придуман шведским журналистом Харальдом Нильсеном в 1952 году, как эквивалент шведских слов motor и pedaler. К мопедам относятся двух – и трехколесные механические транспортные средства с объемом двигателя не более 50 кубических сантиметров или электрическим двигателем, развивающим скорость не выше 50 км/ч. Исключение – велосипеды с подвесными двигателями, которые также используют мускульную силу велосипедиста для движения.

Автор фото Сергей Миронов