Места в детских садах и школах нынче похожи на «совковый» дефицитный товар. Только вместо живой очереди, «толкаться локтями» приходится в электронной. Почему устремленная в будущее цифровизация вызывает стойкие ассоциации с прошлым?
Когда часы 12 бьют
Татьяна Деревянко – одна из 370 тысяч казахстанских мам, чей ребенок в этом году пойдет в первый класс. Событие не только волнительное, но и хлопотное. Поэтому, зная, что прием документов стартует 1 апреля, Татьяна начала готовиться уже с начала года. Первым делом пошла в поликлинику оформлять паспорт здоровья. Ход разумный, учитывая, что на прием к специалистам попасть не так-то просто, а в преддверии часа Х в учреждениях здравоохранения обычно столпотворение и обстановка отнюдь не здоровая.
– За 2-3 недели мы обошли всех врачей, и нам выдали два распечатанных листа бумаги без печатей, – говорит Татьяна Деревянко. – Медики заверили, что печати не нужны, так как все подписано врачами с помощью ЭЦП. Поэтому я подготовила документы и спокойно ждала старта приема заявлений.
Как и тысячи других родителей, 31 марта, ближе к полуночи, Татьяна устроилась у компьютера. Вы спросите, к чему такая спешка, если подать документы можно до 31 августа? В случае нашей героини дело обстоит так. Район «Костанай-2» в последнее время ощутимо разросся и стал «многодетным». Да, он обзавелся новыми школами, но две из них на государственном языке. Татьяна Деревянко решила попытать удачу и попасть в общеобразовательную школу им. Абая. По прописке ее ребенок к ней не относится, но территориально, как ни странно, она находится ближе всего. Подав заявление в числе первых, Татьяна надеялась «поймать» квотное место. Шансы есть, потому что по правилам зачисления работает принцип 3 к 1: берут троих по прописке,
после чего одного по квоте, и так далее, пока не укомплектуют классы.
Однако часы пробили полночь, а сайт eGov упорно отказывался работать. Самые стойкие родители не сдавались до утра, и были вознаграждены за упорство: после четырех утра портал на какое-то время открылся. Правда, почему-то во вкладке с документами стояли справки старого образца. И тут небольшая ремарка – еще до всей этой суматохи АО «Национальные информационные технологии» во всеуслышание объявило, что родителям упростили жизнь, и никаких справок подгружать вручную не придется. Мол, все это будет автоматически…
Бумага всё стерпит
На следующий день стало известно о «падении» eGov, который просто-напросто не справился с родительской атакой. Чуть позже в НИТ расскажут, что за 1 апреля на портал было отправлено более 60 млн запросов, а это в два раза больше его среднесуточной нагрузки.
Потеряв надежду на цифровизацию, родители решили действовать по старинке и ринулись в школы. Здесь их поджидало еще несколько сюрпризов.
Сюрприз первый: печати на медицинских документах все же были нужны.
– Мне пришлось бежать в поликлинику, где у меня состоялся с врачами неприятный разговор, – говорит Татьяна Деревянко. – В очередной раз поразила несогласованность госорганов. Неужели нельзя было на уровне министерств договориться о том, как должны выглядеть справки, чтобы не гонять родителей туда-сюда?
Сюрприз второй: школы оказались не готовы к техническому протесту eGov. Приемные комиссии создавались
в спешке. Хотя, отметим, в бумажном виде подавать документы все еще можно.
Сюрприз третий: документы принимали только у тех, кто относится к школе по прописке. Всех остальных, несмотря на законодательно закрепленное право выбора, отправляли домой.
Ажиотаж был невообразимый. В физико-математическом лицее Костаная, к примеру, в очереди ругались более 100 человек. Естественно, принять документы у всех просто физически не смогли. И еще одна странность: родителей предупредили, что бумажная подача не избавляет от цифровой ответственности, и через eGov
продублировать заявление все равно придется. Возник резонный вопрос: как в таком случае будет учитываться очередность?
Чисто технически Татьяна Деревянко подать документы смогла уже поздно вечером. Сайт работал со скрипом: все время «выкидывал» пользователя из системы. И, да, автоматического подгружения документов не случилось.
EGov благополучно тормозил и в последующие дни, когда родители все так же массово пытались проверить статус своих заявлений. Пап и мам можно понять – если прием документов перевели в цифровой формат, будьте добры довести эту «цифру» до ума.
Наверху на претензии отреагировали предсказуемо. Вице-министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Ростислав Коняшкин апеллировал к тому, что eGov работает на основе технологий 2013 года (!), и анонсировал запуск портала eGov 3.0. Его обновленную версию пользователи смогут увидеть уже в этом году, тогда как весь процесс модернизации займет около двух лет. Что мешало сделать вовремя апгрейд портала, который еле дышит, непонятно до сих пор. Тем более последний крупный технический сбой произошел 24 января этого года. Тогда в ЦОНах и спецЦОНах временно приостановили прием посетителей. Помимо eGov, не открывались сайты судебного кабинета, e-Otinish (для обращения в госорганы), «Открытые НПА» (проекты нормативно-правовых актов) и «Əділет» (нормативно-правовые акты).
Родительские гонки
Впрочем, 1 апреля тапками закидали не только ответственных за цифровизацию, но и родителей первоклашек. В
комментариях к постам в костанайских Instagram-пабликах их обвиняли в создании искусственного ажиотажа. Мол, срок подачи заявлений до 31 августа. Зачем устраивать панику и давку в первый же день?
Отвечаем беспристрастными цифрами. На сегодняшний день дефицит ученических мест в школах Костаная превышает 6,5 тысячи.
– Дефицит мест мы просчитываем так: в городе 40 школ, у каждой своя проектная мощность, – поясняет пресс-секретарь отдела образования Костаная Умсун Бектурганова. – От получившегося числа отнимаем количество детей, которые у нас фактически обучаются. Получается около 6, 5 тысячи.
И как не торопиться в условиях такой конкуренции?..
В подобных гонках участвуют и родители малышей, которым пришло время идти в детский сад. Только здесь еще
сложнее, потому что дату начала «ралли» никто не озвучивает. На портале Indigo место приходится караулить ежедневно с 7 утра. Потому что «вакансии» в хорошие сады – странный предмет: если и есть, то сразу их нет.
Зато на вас могут выйти из сада, который ребенку совсем не подходит территориально и предложить место
там. Недавно одной жительнице Костаная позвонили из …Качар.
И вновь продолжается сбой
Все это толкает родителей на разные ухищрения. Появился даже целый институт «помогаек», которые за определенную мзду ловят места в нужных садах и группах. Впрочем, на этом чаяния родителей дошколят не заканчиваются. К Indigo они привязаны до выпуска из сада – приходится ежемесячно утверждать табель посещаемости. Требование внедрили повсеместно в прошлом году, и началось… Сложный интерфейс и многоступенчатая процедура подтверждения личности ввела многих родителей в ступор.
Обучающую функцию взяли на себя методисты детских садов. В особо тяжелых случаях родителям приходилось идти в отдел образования по месту жительства и просить, чтобы настроили приложение ED24.
Неужели нельзя было сделать верификацию табеля просто на сайте, без скачивания стороннего сервиса?
Конечно, за год можно привыкнуть к чему угодно. И родители привыкли. Каждый месяц, когда приходит время утверждать табель, они берутся за телефоны. Вот только не всегда получается. Угадайте почему? Причина все та же – технический сбой из-за большого наплыва посетителей. Не согласовал – детский сад не получит финансирование на одного ребенка. Благо, хоть на утверждение табеля есть несколько дней.
Вот и получается, что за красивой оберткой «цифровизации» скрываются старые болячки: дефицит, спешка, нервотрепка и, как ни крути, принцип «кто успел, тот и съел». Самое забавное (хотя родителям совсем не до смеха), что все эти электронные мучения приводят к старым добрым очередям в школах и поликлиниках.
Заставляет задуматься: а так ли уж далеко мы ушли от того самого «совкового» дефицита, если даже самые современные инструменты оборачиваются его цифровой реинкарнацией?
Скриншоты с сайта EGOV и с INSTAGRAM-паблика @KOSTANAY_NEWSS