Неоконченный пасодобль

21 марта Малике МУКТАРОВОЙ могло исполниться четверть века.

Просим информацию

Малика Муктарова – мастер спорта международного класса по спортивным и бальным танцам на колясках. Девушка дважды завоевывала первенство на Кубке Азии, дважды бронзовую медаль на Кубке мира, в 2021
году она выиграла серебряную медаль на Кубке мира в Италии и, наконец, золото на Кубке мира в Словакии в 2022 году.

15 мая 2023 года Малики не стало. Причиной назвали остановку сердца. Малика родилась в весеннее равноденствие, 21 марта, на стыке тысячелетий, в 2000 году. В этом марте ей могло исполниться 25 лет. Четверть века – так мы выражаемся о чем-то значительном. Короткая жизнь Малики символична, про нее сейчас пишут книгу и просят сведений у тех, кто ее знал.

Не пришёл багаж

Победы Малики в танцах проходили рядом со мной в информационной ленте, но в жизни я с ней ни разу не встретился. Последний материал о Малике я написал в сентябре 2022 года, когда увидел сообщение в ее
Instagram. Девушка радовалась победе на Кубке мира в Словакии и рассказала о трудностях.

«Золото! Наша сборная прошла очень трудный путь, прежде чем выйти на паркет… У пяти человек из сборной не пришел багаж, в том числе у меня (танцевальная коляска, костюмы для выступления, косметика, обувь). Нет самого главного – КОЛЯСКА! Было очень тяжело находить замену, чтобы техника движений не сменилась, искать
подходящие по теме костюмы. Но мы это сделали! «Плохому танцору…» как говорится (смеющийся эмодзи).

Спасибо другим странам, что вызвались нам помочь. Спасибо моим ребятам из сборной за их креативность и умение быть позитивными в любой ситуации»…

Сразу после рождения Малика Муктарова столкнулась с препятствием – диагноз ДЦП с осложнениями. В роддоме родственников предупредили, что девочка жить долго не будет. Но бабушка Олбулган гневно
ответила: «Вы ее еще узнаете!». В год Малика стала говорить предложениями, в четыре читать книги, в восемь петь, в одиннадцать пришла на танцы, ставшие судьбой.

Стыки на плитке

Я не встречался с Маликой, но теперь шел по ее следам. Март 2025 года. В фойе Школы детского творчества (Дворец пионеров) идут тренировки по танцам на колясках. Ведет занятия хореограф Андрей Нужный, первый тренер Малики и ее танцевальный партнер.

– Малика очень эмоциональная, экспрессивная и изобретательная танцовщица. Она ввела такой элемент в свой танец, как вакинг. Это быстрые, резкие взмахи руками вдоль линии головы, плеч. Все это органично
вписывалось в ее стиль. «Почему нет? Отлично!» – сказал я. Позже наблюдал на паркете, что некоторые танцовщицы заимствовали эти элементы Малики.

Тренировки идут на напольной плитке в фойе Школы детского творчества. Швы между плитками – каждое движение колеса по стыку или неровности передается в корпус танцора. Это нарушает плавность скольжений, вращений. Этот фактор усваивается во время тренировок. А потом танцоры едут на турниры и выходят на гладкий деревянный паркет. Перестраиваться приходится мгновенно. Малика Муктарова умела преодолевать и это препятствие.

Коррида

Танцы Малики заметили в мире и в столице. Вскоре девушка переехала в Астану, здесь она играла в театре и по-прежнему танцевала. С успехами ее поздравляла даже Ак-Орда.

Чем Малика покорила зрителей? Коляска ассоциируется с ограничениями. Она кажется неуклюжей, но девушка использовала ее особенности (инерцию, поворотливость, жесткость) для создания динамичных, плавных или резких движений. Девушка обладала музыкальным слухом и четко попадала в ритм, динамику композиции. В одном интервью Малика поделилась, что особенно любит танец пасодобль.

Пасодобль – это драматичный испанский танец, вдохновленный корридой. Он отражает кульминационные моменты дуэли – от выхода тореадора на арену до финального укола шпагой. Танец со смертью – так еще можно назвать пасодобль. Последний укол сделан, но Малика продолжает танцевать.

Снежная королева

В комнате включен телевизор, на экране в платье с хрустальными бусинами Сваровски выступает Малика. У телевизора ее бабушка Олбулган. На стене медали, картины, три домбры. У окна много комнатных цветов. На полке гладкий камушек в виде сердца. Это комната Малики – такая, какой была при ее жизни.

– Все мелочи для нее были праздником. Привезла этот камушек: «Смотри, ажека, вот сердце у моря отняла для тебя».

В мае 2023 года родные собрались вместе и только так пришли к Олбулган аже, чтобы сообщить о внезапной смерти Малики. Олбулган не отдала девушку в морг. Она настояла на том, чтобы последние дни и ночи провести с внучкой. На улице цвела майская сирень, а в глухо зашторенной комнате будто Снежная королева лежала Малика. Девушку окружал промышленный лёд.

«Я звезда»

Олбулган ночует на кровати, где спала Малика. Перед сном желает ей «доброго сна», а при пробуждении «доброго утра».

– Вчера приснилась мне – маленькая, в белом платье, сидела на полу и играла в куклы. Она со мной не заговорила, но я почему-то поняла, что у нее все хорошо.

– По-другому и быть не может.

Олбулган вздохнула:

– Ругаю себя. Надо было запретить ей заниматься танцами, столько переживаний, нагрузок перенесла.

– И стала звездой. Сломала стереотипы о том, что инвалидность всегда равна ограниченным возможностям, вдохновила родителей детей с особыми потребностями. Стала ролевой моделью для людей с инвалидностью и напоминанием для здоровых, что их препятствия ничего не значат. Ее выступления, интервью и известность сделали мир более доступным. Вот хотя бы у вас на подъезде удобный пандус, с минимальным углом наклона…

Олбулган улыбнулась:

– В детстве Малика ложилась на пол, распахивала в стороны ноги, руки и кричала: «Я звезда»…

Лето

Пасодобль Малики не окончен. По заказу областного Управления культуры сейчас готовится книга о девушке. Всех, кто ее знал, мы просим связаться по телефону: 8-701-380-64-16. Много сведений уже собрано. Сестра Бахыт поделилась таким счастливым летом из детства.

«Яркие глаза, светлая кожа, беленькая, словно ангел. Позже мы узнали, что еще и кудрявая болтушка. Наш дом – 7-16-28, 10 этаж. Там мы прожили около восьми лет. Каждое летнее утро взрослые спускали нас вниз: коляска, литр воды, игрушки Малики и мои ролики. Мы играли до самого вечера. Домой не поднимались, не ели, не пили и никто не мог нас загнать обратно. Я на роликах, передо мной Малика в коляске. Я разгонялась, ветер развевал наши волосы и Малика смеялась так звонко, что слышал весь двор. Нам казалось, что мы снимаемся в музыкальном клипе»…

Олбулган вяжет перед телевизором, звука нет. Мне кажется, что для нее в тишине комнаты слышится далекий смех – звонкий, дворовый, из детства. На столе лежит камушек-сердце, на стене – медали, а в телевизоре, будто застывшем во времени, Малика все еще кружится в танце, а коляска скользит по паркету без единой помехи,
будто стыки между плитками навсегда исчезли.

Фото Сергея МИРОНОВА и из семейного архива