Новый друг лучше старых двух?

На вторичном авторынке работают свои законы.

Надавили

В начале этого года ряд автоэкспертов высказал мнение, что объемы продаж подержанных машин на казахстанском рынке вряд ли увеличатся. Причем не исключено, что возможно небольшое снижение цен на них.

С такими выводами трудно не согласиться. Хотя бы потому, что в прошлом году наши отечественные официальные дилеры установили очередной рекорд по продаже новых легковых автомобилей, преодолев рубеж в 200 тысяч машин. Этому, конечно же, способствуют выгодные финансовые инструменты в партнерстве с банками второго уровня. Имеется в виду то, что покупателям предлагают автокредит без первоначального
взноса или по льготной ставке, а также рассрочки и отсрочки по платежам. Плюс нередко предоставляются скидки в преддверии крупных праздников или перед обновлением модельного ряда.

Эксперты подчеркивают, что очень сильную конкуренцию подержанным автомобилям составляют нулевые машины китайских брендов, широко представленные в очень востребованном ценовом сегменте до 10 млн тенге. Так было в 2023 году, так продолжалось в 2024-м. Да и сейчас ситуация практически никак не изменилась. На этот счет эксперты вспоминают недавнее прошлое, когда из-за проблем с поставками новых авто в 2021-2022 годах ряд брендов, в первую очередь европейские, начали дорожать на вторичном рынке. Но когда дефицит новых авто был восполнен, цены на вторичке усмирились и даже снизились.

Особенности финансовых инструментов

Впрочем, порой бывает, что какая-то усредненная картина по стране заметно отличается от ситуации в нашем регионе. Но только не в этом случае. К такому выводу я пришел, когда недавно побывал в автоцентре одного крупного официального дилера и пообщался с человеком, который занимается продажей подержанных машин.

По его словам, сегодняшний вторичный авторынок существенно изменился в сравнении с тем, каким он был примерно лет 10-15 назад. Дескать, в то время человек, скопив энную сумму, которой явно не хватало на новый автомобиль, отправлялся искать подходящую машину среди бэушных. Зато сегодня, желающий купить автомобиль и имея при этом в кармане всего пару миллионов тенге, начинает задаваться вопросом: а не приобрести ли мне новую машину, воспользовавшись одним из вариантов кредитов? И чаще всего так и делает. Ведь сейчас можно получить автокредит с невысокими процентными ставками, которые варьируются в рамках 4-8%. Но заметим, что речь идет о новых машинах.

Иное дело, когда человек намерен получить заем на покупку подержанного авто: тут банковская ставка резко увеличивается и составляет
уже не менее 24%. Поэтому неудивительно, что нынешние финансовые инструменты, которыми могут воспользоваться автомобилисты, дают явное преимущество новым машинам.

Был, есть и будет

Так можно сказать о рынке подержанных машин в нашем отечественном автомире. Просто он несколько меняется. Как подчеркнул мой собеседник, сейчас много машин китайских брендов. Еще несколько лет назад по поводу их продажи на вторичном рынке были сомнения. И вот… Продажи идут, цифры растут. То есть китайские авто охотно покупают. Но есть одно но… Этот вторичный рынок несколько отличается от того, каким мы его привыкли видеть. Бэушные китайцы чаще всего имеют сравнительно небольшой срок эксплуатации – в среднем три-пять лет. Зависит ли этот показатель от того, что автомарки из Поднебесной заполонили наши дороги совсем недавно, покажет время.

Кстати, заметил сотрудник автоцентра, нередко владельцы китайских брендов пользуются системой трейд-ин. То есть меняют старую машину на новую с доплатой. Причем оставляя на продажу прежний автомобиль, они часто приобретают вновь китайскую автомарку.

Стоит отметить, что машина на вторичном рынке, даже если она почти новая, будет стоить заметно меньше нулевой. Скажем больше: если автомобиль вышел из автосалона, и через несколько дней владелец вдруг решил его продать, то ценник падает на 20%. Таков суровый рыночный закон. Ну а потом от полученной суммы вычитают по 5-7% за каждый год эксплуатации. Это если авто имеет очень хороший внешний вид и не попадало в аварии. В противном случае стоимость подержанной машины опускается еще
ниже.

Но знайте, что на этом рынке оба автовладельца – и тот, который поставил машину на продажу, и тот, кто ее купил – однозначно уверены в получении своей выгоды. И с ними не спорьте. Потому что оба они, в общем-то, наверное, правы.

Автор фото Сергей Миронов