ПОЛИТИКА с Людмилой Фефеловой

ОБСУЖДАЕМ ТЕМЫ:
1. Трампоневообразимое.
2. Пошлины: польза или вред?

ЭКСПЕРТЫ:
1. Петр СВОИК, политик, экономист, кандидат технических наук.
2. Евгений АМАН, депутат Сената Парламента РК (1999-2009 гг.), ветеран государственной службы.

П. СВОИК: «И это не парадокс»

– Петр Владимирович, за новостями из США не угонишься, но есть такие «айсберги в океане», которые, как считают аналитики, утопят торговлю во всем мире. Трамп раздал тарифы врагам и друзьям.

– Как выразился высокопоставленный российский дипломат Рябков, задачи у Трампа «невообразимые». Надо понимать, что Трамп – фронтмен,
делегированный промышленниками на борьбу с финансовым капиталом, столицей которого являются… США. И это не парадокс. Трамп – представитель национального промышленного капитала, и его задача – сделать Америку снова великой, вернув ее из глобального финансового формата в национальный промышленный формат. И это действительно невообразимо, потому что надо разрушить все мировые финансовые структуры. Грохнуть их по всему миру! Уничтожаемое будет сопротивляться, разумеется, изо всех сил.

– Проще перечислить, что грохнуть не планируется…

– Ну это, между прочим, надо целиком. В смысле «грохнуть». Если у Путина задача – всего лишь отодвинуть НАТО от своих границ, какие при СССР функционировали, то Трамп ясно намекает, что НАТО вообще не надо. И Евросоюз не нужен Америке, а заодно промышленная мощь Германии и Франции. Американские компании должны оттуда выбраться к себе домой. Мало того, свою собственную ФРС – Федеральную резервную систему – грохнуть надо в первых рядах.

– Кто ему даст это сделать?

– Понятно, что эта задача совершенно невообразимая: она займет много-много лет, явно больше, чем нынешняя президентская каденция Трампа, и
она будет связана с такими катаклизмами в самой Америке и разрушаемых системах той же Европы, Японии и Южной Кореи, что итог трудно предсказать. Но где-то он обозначен, и путь к нему уже начался.

– Оправдывает ли цель средства?

– Задача поставлена промышленниками не потому, что им вдруг вздумалось ее решать, а потому, что глобализм на грани собственного обрушения. Глобальный долг сейчас высасывает из реальной экономики практически всю денежку, которую для нее печатают. Денежка оборачивается инфляцией и отсутствием развития. Собственно американский долг таков, что сейчас на его обслуживание бюджет США тратит больше, чем, внимание, на всю оборону! Бюджет США – уникально высокий по обороне, но он еще больше тратит денег на долг, и вопрос пошел уже не на год.

– Так же, как и вопрос хаоса…

– Нет другого выхода. Пирамида мирового долга может сама обрушиться, без Трампа. Но он как-то управляет этим процессом, пока он более-менее регулируем. Разрушить, но не дать обрушиваться на Америку и американцев.

– Как бы то ни было, тарифы обещают работать по принципу бумеранга.

– То, что они творят сейчас – это, конечно, уму невообразимо. Умопомрачительные пошлины разрывают всю прежнюю мировую торговлю. Выстраиваются новые таможенные барьеры – ко всему этому мир должен будет привыкать и привыкать. К этому громаднейшему потрясению для всей мировой экономики. И это еще только начало всех таких катаклизмов.

– История помнит что-либо подобное?

– Один врач в Антарктиде удалил себе аппендикс. Иначе бы умер. Но это так, ерунда. А здесь надо хорошо понимать глубину того, что творится в
мире, а не скользить по поверхности. Не надо сводить к тому, что Трамп – самовлюбленный пиарщик, что ему надо имидж поддерживать. Это все есть,
конечно: индивидуальные особенности никто не отменял. Но глубина проблемы – суровая реальность.

– Понимает ли это сам Трамп?

– Большой вопрос и к нему, и к тем, кто его поставил, и к тем, кого он набрал в свою команду. Вопрос обо всей невероятной сложности, всей потрясающей катастрофичности поставленных задач? Судя по некоторым их действиям, да, понимают, но, с другой стороны, они тоже
живые люди, им тоже нужен немедленный успех, а не через поколение, когда их признают героическими и безуспешными. Но все-таки правильным
реформаторам нужны сегодняшние дивиденды. Вот в чем страшно интересная картинка современного мира. Человечество сейчас переживает самую
большую трансформацию. Читай: катастрофу во всей своей истории. Все наладится, но далеко не сразу и не гладко. И это надо понимать, пытаясь отвечать на вопросы: почему же Трамп так действует?

– Запад больше беспокоится, не «снюхается» ли Трамп  с Путиным и Си, не окажутся ли 9 Мая они на одной трибуне…

– Если бы все было супергладко, тогда и это можно было бы представить, потому что они, между прочим, победители во Второй мировой войне. Трампу полагается законно стоять на трибуне Мавзолея. Но этого не будет. Гладко ничего не пойдет и даже, скорее всего, перемирие на Украине перед
выборами в этой стране не случится. Умиротворение на Украине наступит еще не скоро. Еще не раз Трамп будет возмущаться Путиным: у него нет другого пути. Так же, как идти в сторону обрушения мирового глобализма.

2 апреля президент США Дональд Трамп, выступая в Розовом саду Белого дома, представил свой план глобальных тарифов, которые, как он обещает, освободят Соединенные Штаты от иностранных товаров.

Е. АМАН: «Европе не перебить китайский капитал»

– Евгений Иосифович, на прошлой неделе Трамп предъявил торговому миру пошлины, а в Самарканде прошел первый саммит лидеров стран Центральной Азии и высшего руководства Евросоюза. Пошлины достались всем участникам этого мероприятия, включая Казахстан. Тем временем в Самарканде было заявлено о стратегическом партнерстве ЦА и ЕС. Мы им сырье и свои рынки, они нам – инвестиции и технологии. Трампу в пику? Или не только Трампу?

– Саммит в Самарканде, с точки зрения экономической действительности, событие в той или иной степени важное, с явной   политической составляющей. Евросоюз действует не только в противовес тарифам Трампа. Дружить с Центральной Азией против России – это еще одна задача, которой немало лет. Но сейчас ее уплотняют в рамки стратегического партнерства. Чем его мотивировать? Инвестициями и технологиями. Кто был или
есть в большой политике, знают, что от намерений до результатов путь неблизкий. В любом случае центральноазиатские лидеры высказывались
с осторожностью о том, что касается политики. В остальном – взаимодействие с высокотехнологическим Западом выгодно. Казахстану в том числе.

– Взаимные выгоды – не пройденный ли этап? ЕС было выгодно торговать с Россией, не говоря про США. И что мы видим сегодня?

– Отношения между странами и блоками меняются, причин много. В предыдущие годы европейские технологии и деньги сначала со скрипом, потом с интересом заходили в Россию: там рынок больше. Военные события ограничили возможности, обрушилась логистика, западные компании стали искать других партнеров, подчеркну: надежных. Центральная Азия отличается надежностью. Тарифная политика Трампа обострила интерес к этому региону. Вопрос: надолго ли? Военные действия закончатся, и российский рынок откроется. Не исключено, что тот интерес, который на сегодняшний день к Центральной Азии проявляется, может и потухнуть. А, главное, надо учитывать Китай – глобального конкурента США и Европы на рынке ЦА.
Все идет к тому, что Европе не перебить китайский капитал, товары, а теперь уже и технологии. Там все дешевле и масштабнее.

– Как отразятся пошлины против Казахстана на экономике страны? Некоторые аналитики высказались, что пользы от них может быть больше, чем вреда. Ваше мнение?

– Тоже читал, что в списке исключений, якобы утвержденном Трампом, – 85% нашего экспорта в США. И еще, что страны, пострадавшие от пошлин, найдут в Казахстане рынки сбыта и предложат нам продукцию более дешевую, чем американская. Пользы от пошлин не вижу. Другое дело – переговорный процесс. Трамп уже объявил, кто с ним готов договариваться, обнулять пошлины и т.п. Надо наблюдать за этим историческим процессом и как можно точнее в него встроиться.

– То есть не объявлять взаимных пошлин?

– Оставим это Китаю.