ПОЛИТИКА с Людмилой Фефеловой

Как жить в условиях внешних и внутренних рисков?

Эксперт рубрики – Еркин АБИЛЬ, депутат Мажилиса Парламента РК, профессор, доктор исторических наук.

«Если торговать станет невыгодно, зачем торговать?»

– Еркин Аманжолович, первый шок от слова «пошлины» миновал, а что дальше?

– Сами по себе повышенные американские пошлины на товары из Казахстана вряд ли окажут существенное влияние на экономические процессы и в США, и в нашей стране. Многие экономисты на эту тему уже высказались. Во-первых, львиная доля казахстанского экспорта в США не попадет под эти пошлины, так как проходит в контексте соглашений по поставкам стратегического сырья. Вовторых, объемы экспорта незначительны, около двух миллиардов долларов в год, из них под пошлины попадает лишь сто миллионов. Если дальнейшая торговля по новым правилам станет невыгодной, обе стороны рано или поздно найдут новых партнеров.

НДС по-американски

– У США и многих других стран разное представление о торговле. И это не только желание «ободрать» партнера…

– Дональд Трамп считает пошлинами на американские товары налог на добавленную стоимость, существующий во многих странах – торговых партнеров США. В самой Америке этого налога нет, там платят только налог с продаж. Поэтому иностранные товары в США, в том числе казахстанское сырье, облагаются только налогом с продаж, а американские товары у нас – корпоративным подоходным налогом плюс НДС. Кроме того, Трамп хочет добиться профицита в международной торговле или перевести производство в США. Не знаю, насколько эта стратегия верна, так как она разгоняет рост цен и инфляцию в самих США. Из-за высокой стоимости рабочей силы товары, произведенные в Америке, вряд ли выдержат конкуренцию с иностранными аналогами. Однако это их проблемы, они сами разберутся.

Денег больше, чем товаров

– В чем должна разобраться наша исполнительная и законодательная власть? Курс тенге, инфляция беспокоят население.

– Инфляция в Казахстане не связана напрямую с американскими пошлинами, тут внутренняя природа причин и следствий. Главное, у нас денежная масса превышает товарную. До тех пор, пока мы будем привлекать средства из Национального фонда, а это деньги, не обеспеченные производством внутри страны, инфляционное давление будет сохраняться. Свою лепту в рост инфляции внес и банковский сектор. Долгое время банки наращивали потребительское кредитование в ущерб корпоративному, в результате огромная денежная масса шла в потребление, а не в производство. Мы поощряли импорт, тенговая масса росла, банки богатели, население втягивалось в кредитную кабалу, производство испытывало нехватку оборотных средств.

Для снижения инфляции нужно добиться: роста производства в реальном секторе экономики в сочетании с ростом производительности труда; роста собираемости налогов и сокращения трансфертов из Нацфонда; преобладания в банковском секторе корпоративного кредитования над потребительским. В этом направлении последние два года что-то уже начали делать. Меры по снижению закредитованности населения привели к постепенному росту в 2024 году корпоративного кредитования. Начался рост промышленного производства, однако темпы его до сих пор незначительны.

Усложнить жизнь коррупционеров

– Сумбур в геополитике неожиданно выявил массу коррупционеров во многих странах. В Казахстане тоже заметно.

– Принятие нового Бюджетного Кодекса и внедрение цифрового тенге должны сократить бюджетные издержки и повысить бюджетную дисциплину госорганов. В том числе, это должно усложнить жизнь коррупционеров, которые, судя по последним задержаниям высокопоставленных чиновников Правительства и квазигоссектора, до сих пор довольно комфортно себя чувствуют на всех уровнях госуправления.

– Чем сложнее законы, тем легче их обходить. Люди от бизнеса сомневаются в преимуществах нового Налогового кодекса.

– Кодекс должен модернизировать администрирование налоговых процессов, увеличить налогооблагаемую базу и сократить зависимость государственного бюджета от внешних источников – займов и трансфертов из Нацфонда. Однако нужно сказать правду: быстро этот процесс не пойдет. Для существенного сокращения темпов инфляции необходимо дватри года при условии, что Правительство будет четко выполнять собственные планы.

Что касается колебаний обменного курса тенге – этот процесс очень опосредованно связан с процессами инфляционными. Доллар и сам сегодня подвержен снижению курса по отношению к другим валютам, например, к евро. Последний скачок курса, на мой взгляд, связан больше со спекуляциями на рынке, нежели с реальными экономическими процессами. Ослабление тенге производителям экспортной продукции даже выгодно. Расходы внутри страны остаются на прежнем уровне, в долларах снижаются, а доходы в тенге растут. Правительство в накладе не остается: курсовая разница на ровном месте приводит к росту золотовалютных резервов и активов Нацфонда, если считать в тенге.

Сфера услуг уступит производству

– Среднестатистический кошелек эти выгоды не замечает.

– Ослабление тенге – дополнительный инфляционный фактор, вызывает рост цен на импорт – существенный фактор, как в потребительском секторе, так и в производстве. Поэтому Правительство вряд ли станет искусственно понижать курс тенге. Настроения предпринимателей понятны, вести бизнес в условиях перманентного роста инфляции и закручивания налоговых гаек в целом не очень комфортно. Но нужно понимать, что меры государства сегодня направлены на стимулирование в первую очередь промышленного производства и сельского хозяйства, в меньшей мере – сектора услуг и торговли. Поддержка малого бизнеса позволяет решать социальные проблемы, но не создает сколь-нибудь крупных производств, а значит, основная экономическая проблема Казахстана – слабая диверсификация и сырьевая зависимость – этому сегменту не под силу. Правительство сознательно идет на то, чтобы стимулировать переход малого бизнеса в средний, и максимально осложнить возможность обратного процесса – дробления крупного и среднего бизнеса.

– До сих пор дробление помогало крупным ТОО «экономить» на налогах. Значит, лед и здесь тронулся?

– Что неизбежно приведет к уходу некоторых предпринимателей с рынка. Задача Правительства – компенсировать негативные факторы упрощением администрирования и целевой поддержкой предпринимательства. Мажилис планирует в этом году продолжить работу над совершенствованием налогового законодательства. Остались нерешенными некоторые вопросы упрощения администрирования налоговых процессов и защиты прав предпринимателей в случаях споров с налоговыми органами. К этим вопросам мы хотим вернуться осенью этого года.

Доступ к длинным деньгам

– Опять же к Трампу: он решил оттеснить банковских магнатов и поднять реальный сектор. Казахстан идет тем же путем?

– Основная цель нового закона о банковской деятельности – выстроить такую систему, при которой у предпринимателей, в первую очередь, в промышленном производстве и сельском хозяйстве, будет возможность получать доступ к длинным деньгам на приемлемых условиях.

– У Правительства есть любимые регионы, которым чаще дают эти длинные деньги?

– Возьмем новый порядок выделения субсидий регионам из республиканского бюджета. Финансирование из Астаны должно быть связано не с «пробивными» способностями акима и его связями в Правительстве, а с реальными потребностями регионов. Денег всегда на всех не хватает. Чтобы новая система заработала и дала ощутимый эффект, необходимо повысить качество планирования на уровне область-район и, самое главное, наладить жесткий контроль, как государственный, так и общественный, за расходованием государственных средств. Коррупция на уровне область-район сделает любые трансферты неэффективными. Таким образом, мы можем достичь заявленных в многочисленных стратегических планах целей, в том числе удвоения ВВП, снижения инфляции, роста реальных доходов, но для этого нам необходимо избавиться от зависимости от Национального фонда и добиться эффективного контроля за расходованием бюджетных средств, сократив до минимума возможности их расхищения. Соответствующую законодательную базу депутатский корпус при помощи экспертов и общественности готов подготовить.

Автор фото Сергей Миронов