Как умер и остался забытым герой села.
Письмо в редакцию
В марте Елена Фомина потеряла мужа. Жительница села Красносельское (район Б. Майлина) написала в редакцию письмо: «Обращаюсь к Вам с просьбой опубликовать статью о человеке, который всю жизнь проработал на земле – о моем муже, о таких же тружениках села, которые проработали всю жизнь и остались забыты. После смерти мужа ему так и не выплатили премию за последний отработанный год. И речь не столько о материальной стороне, сколько о человеческом отношении. О том, как легко забывают тех, кто отдавал свою жизнь тяжелому, но такому важному труду. Своей статьей я хочу напомнить: за каждым хлебом на столе труд – незаметный, но важный. Такие люди достойны памяти и уважения. Пусть она станет голосом не только моего мужа, но и всех простых сельских работников».
Елена Фомина отправила эссе о муже Василие Фомине, которое начала с того, что 2025 год объявлен годом рабочих профессий. Мы решили приехать в Красносельское.
До и после
– Я работаю библиотекарем, сейчас в отпуске. Для всех это праздник. Для меня же – наказание возвращаться домой, – рассказывает Елена на кухне квартиры. Она кормит нас тушеной картошкой с курицей. – Каждый уголок здесь напоминает о Васе. Это, наверное, трудно понять…
Василий Фомин умер 20 марта 2025 года, на работе, в ТОО «Сулу». Он ушел из дома, когда Елены не было, и уже не вернулся. Причиной смерти стал инфаркт. Вскрытие показало, что больше года назад у мужчины уже был «немой» инфаркт. Он его перенес на ногах. – Я уже многое передумала. Завидую людям, которые теряют близких на больничной койке. Ведь у них столько времени все обговорить, вспомнить лучшие моменты жизни. В конце концов, проститься! Для меня же тот телефонный звонок с сообщением о том, что Васю везут в больницу, стал как удар топора. Он разрубил жизнь на до и после. Морг, подготовка к похоронам, похороны, в общем и жизнь сейчас – как в тумане.
За мужем
Василий вместе с мамой переехал в Тарановский район из Украины. Мама работала свинаркой, воспитывала сына одна. С детства Василий начал подрабатывать. После школы поступил в Николаевское СПТУ (Николаевка – соседнее село с Красносельским), где выучился на тракториста-машиниста широкого профиля. В конце 80-х на танцах в Тарановке познакомился с Еленой. В 1989 году пара заключила союз. Вместе они прожили 35 с половиной лет.
– Есть женщины замужем и есть за мужем. Мне выпало счастье быть за мужем. Василий даже яблоко делил и одну половину отдавал мне. Приезжал на обед и голодный ждал меня с работы, – Елена обводит руками квартиру в которой чувствуется хороший ремонт. – Смотрел ролики на «YouTube», а потом разраз – и все сделал. Ванную переложил до кирпичика, потолки натянул. А видите это место на линолеуме?
– Нет.
– Нам не хватило 80 сантиметров. То есть, расчеты были верными, в накладной в магазине все правильно было указано. А отрезали неправильно. Я записала ситуацию в TikTok. Вася возмущался: «Зачем этот позор снимать?» А я говорю – будет другим наука. В «TikTok» я записываю ролики во многом из-за работы, надо детям любовь к книгам прививать на понятном им языке. Думала шкаф поставить на это место, как все делают. Но Вася не умел чтото делать наполовину или плохо. Вся техника у него всегда была в лучшем виде. Поступали иностранные комбайны – он дома обложится инструкциями и корпеет над документацией… В итоге, нашел нужный кусочек линолеума, заклеил. Но я вижу это место.
– Я не вижу. Ювелирная работа…
Герою
Елена смотрит на линолеум и задумчиво улыбается. Стали понятны ее слова о том, что каждый уголок в доме напоминает о муже. Два простых человека честным трудом обустроили дом и двор. Василий за рекорд на уборке получил в 2002 году машину ВАЗ «21065». До сих пор как новая. Пара вырастила сына и дочь. Владимир работает в сфере энергетики в Темиртау. Анна – врач, также живет в Темиртау. Есть внучка. Казалось, что Василий и Елена получили накладную по всем правилам простого человеческого счастья. Но кто-то отрезал жизнь Василия коротко и равнодушно. И эту пустоту ничем уже не заполнишь, ни шкаф, ни диван на нее не поставишь, чтобы закрыть.
– Шоколадные батончики очень любил. Хожу на могилку, приношу ему. Говорят, часто нельзя ходить, удерживаю себя. И еще ни разу не приснился… Я ведь и не попрощалась с ним. Скажу, как люблю, как жалею, что бурчала на него иногда… Сейчас переслушиваю голосовые в WhatsApp.
– Какое было последним?
– «Ну что, как дошла? Ноги промочила?» У нас ведь не как в городе. Весной и осенью – не пройти…
Елена показывает альбом. В нем много грамот и благодарностей, трудовая книжка. Василий Владимирович Фомин 1967 года рождения начал трудовой путь с 11.07.1984 в племсовхозе «Красносельский» им. Б. Майлина. Вот грамота «Герою жатвы». Указаны показатели Владимира Фомина за сезон (не указан год). Намолот – 563 тонны. Обработка паров – 331 га. Посев – 744 га.
Попалась заметка районной газеты «Маяк» под рубрикой «Почетная доска». После короткой биографической справки сказано: «Свою трудовую деятельность Василий Фомин начинал в селе Красносельское на 1 отделении. За добросовестный труд он неоднократно награждался грамотами и ценными подарками. В коллективе пользуется заслуженным уважением. Благодаря усилиям Василия Владимировича и его товарищей можно быть спокойными – будет хлеб на столе казахстанцев самого лучшего качества!»
Вот и все, что можно было узнать о Василии Владимировиче…
– 24 августа Васе исполнилось бы 58 лет. Может быть, заметка о нем выйдет в августе? – спрашивает Елена.
– Я надеюсь… Какие у вас планы на жизнь теперь?
– Планы были раньше… Вася всегда в поле, в работе. Все говорил – вот выйду на пенсию, Лена, будем с тобой гулять по нашим лесам, хоздвор построю крепкий… Может, на море рванем. Мы ведь нигде не были. Но однажды на мой день рождения он повез меня в Костанай. Хотя очень не любил ездить в город, прямо категорически. И сделал сюрприз – мы провели чудесный, счастливый день в Therma Park… План у меня теперь один, дети зовут в Темиртау. И я уеду. Подала объявления, куда только можно. Больно мне в этом доме… Я зиму в нем не переживу.
Уточните, пожалуйста
Елену навещает только соседка Марина Плахута. В селе родных у женщины нет. Из ТОО «Сулу» на похороны Елене вручили конверт с деньгами, а затем на крыльце она нашла ключи Василия, которые оставались на работе. Почему-то лично вручить их посетитель не решился. Хотя Елена была бы рада поговорить с кем-нибудь из коллег Василия. Ей хочется узнать, какими были последние минуты жизни мужа. Она написала в редакцию о премии за уборку, но из разговора стало ясно, что ей было бы достаточно и благодарственного письма, которое бы подвело итоги верному, безвестному служению Василия Фомина хлебу и людям. Но пока же рядом с горем женщины по комнатам дома ходят тишина и одиночество.
Газета связалась с Жанатом Жильгильдиным. Он был руководителем ТОО «Сулу», когда умер Василий Фомин. Сейчас на другой работе.
– Василий Владимирович был мастером своего дела. Передовик и на посеве и на уборке. Зимой ремонтировал сельхозмашины. Получил ли он премию за уборку? Я сейчас не могу говорить, так как не принимаю участия в работе предприятия. Но надо решать.
Максим Мельников, бригадир первого отделения ТОО «Сулу», работал с Василием Фоминым с 2007 года.
– Потеря потерь, сейчас таких комбайнеров и трактористов не найдешь. «Наездники» в основном – договор подписали, технику отшатали, сезон прошел – деньги получили, уехали. А мы зимой ремонтируем все, что наворотили эти работники. Да, премии у нас вручают за прошедшую уборку в апреле-мае следующего года. Списки формировались из действующих работников. Может быть, Василий выпал из них? Я могу уточнить…
– Уточните, пожалуйста…