Альтернативный транспорт все чаще становится причиной конфликтных ситуаций.
Случай
Один из наших читателей передал в редакцию видео со своего авторегистратора: два подростка катились на электровелосипеде по проезжей части ул. Майлина в Костанае. Причем один из них, балансируя, стоял во весь рост на велобагажнике. Представьте себе, что произошло бы, если вдруг этот «экстремал» потерял равновесие! Не исключено, что автомобилист, под машиной которого бы оказался подросток, сел на скамью подсудимых. И, возможно, понес бы суровое наказание. А все потому, что автомобиль, как известно, является средством повышенной опасности, водитель которого отвечает за безопасность дорожного движения. И при возникновении этой самой опасности должен принять меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства (см. раздел 10 «Скорость движения» ПДД РК).
Самое интересное, что навстречу этим велосипедистам проехала патрульная машина. И тут непонятно: то ли полицейские не заметили нарушителей ПДД, то ли решили просто не заморачиваться, останавливая их. Словом, стражи порядка никак не отреагировали на эту ситуацию. Подростки, несущие опасность во весь рост, снова встретились с авто читателя на светофоре и рванули на тротуар. Тем самым совершив очередное нарушение ПДД, поскольку им тут находиться запрещено законом. Почему? Это поясним чуть погодя.
Что скажете?
«КН» передали видеозапись в полицию, попросив прокомментировать ситуацию. Понятно, что и на предмет того, почему стражи порядка не остановили пацанов. Получили комментарий, который подтверждал, что подростки нарушили ПДД, это опасно для жизни, разъяснили правила перевозки пассажиров. Также была предоставлена статистика: «С начала текущего года в Костанайской области зарегистрировано шесть дорожно-транспортных происшествий с участием велосипедистов. В результате этих аварий шесть человек получили травмы, один погиб».
И ладно, если бы случай, о котором рассказали, относился к разряду неординарных. Но, увы, легкомысленных велосипедистов нам сегодня приходится видеть довольно часто. То они на своих двухколесных машинах стремительно несутся рядом с пешеходами по «зебре», то двигаются по второму или по третьему ряду автодороги, то с безмятежным выражением лица пересекают перекресток вообще по диагонали. Неудивительно, что многие пешеходы и автомобилисты стали негативно относиться к своим «младшим братьям».
По правилам
Сравнительно недавно мы рассказывали о тех проблемах, которые возникли в области из-за нарушений правил дорожного движения водителями мототранспорта («Гонки по правилам», «КН» от 19.06.2025 г.). Но всем известно, что к категории альтернативного транспорта, помимо мотоциклов и скутеров, относятся еще и электрические велосипеды, а также электросамокаты. И судя по всему, далеко не все их владельцы хорошо знают правила эксплуатации своих средств передвижения.
Тут надо иметь в виду, что в ПДД РК внесли поправки, которые начали действовать с 5 апреля 2025 года. Начнем с того, что детям от 7 до 14 лет разрешено ездить на велосипедах по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон. А вот велосипедистам старше 14 лет разрешено ездить лишь по велосипедной и велопешеходной дорожкам или по полосе для велосипедистов. Тут вполне закономерен вопрос: а как же им быть, если в населенном пункте для них попросту нет ни специальной полосы, ни велодорожки? В такой ситуации они могут выезжать на автодороги (правый крайний ряд, обочина) и на автобусные полосы. Да, в крайнем случае велосипедистам вне зависимости от возраста разрешено ездить по тротуару, но с оговорками: велосипед без двигателя, не создавать помехи пешеходам.
Есть еще важный момент: если максимальная скорость электровелосипеда свыше 25 км/час, то он входит уже в разряд мопедов, и для его управления требуются права категории А1 или В.
Рубеж – 6 км/час
Что касается водителей электросамокатов, то несовершеннолетние могут ехать и по тротуару. Тем, кому 18+, тоже можно это делать. Но только в крайнем случае. И для тех, и для других скорость на тротуаре – до 6 км/ час. Выезд на проезжую часть допускается только при наличии водительских прав обязательно. Плюс шлем.
Напомним, что электросамокаты признаны транспортными средствами, и ответственность за соблюдение правил лежит на самом водителе. Но насчет несовершеннолетних есть свой особый нюанс. Дело в том, что родители подростков, управляющих как электросамокатом, так и велосипедом, несут ответственность за своих детей, если те еще не достигли возраста 14 лет. То есть родителей могут привлечь к административной ответственности, если ребенок в возрасте до 14 лет совершает нарушение ПДД.
Фото присланы читателем