Развод по расчёту

Депутаты предлагают в десятки раз поднять госпошлину на расторжение брака. По их логике, новый ценник за развод заставит будущих экс-супругов крепко задуматься: а так ли невыносима их совместная жизнь?

А мы вместе с экспертами задумались над тем, способна ли фискальная мера действительно сохранить брак и не попахивает ли она попыткой залатать дыры в бюджете под благовидным предлогом.

Расплата за неудавшийся брак

Сейчас развестись в Казахстане можно за необременительную сумму в 1966 тенге. На днях депутаты Мажилиса решили исправить это недоразумение и выступили с инициативой поднять госпошлину сначала до 5 МРП (19660 тенге в 2025 году), потом до 20 МРП (78640 тенге). Но и на этом не остановились… Окончательная сумма получилась астрономической.

– Те меры, которые предложили отдельные депутаты, я считаю, что это хорошо. Считаю, уровень МРП, который был предложен, надо было еще повысить. Я бы лично не 20, а 200 МРП (786400 тенге. – Прим. ред.) предложил бы, – заявил депутат Берик Бейсенгалиев в кулуарах Мажилиса.

Инициаторы уверены, что такая мера помешает некоторым официально узаконить свое расставание. Особенно молодежи и тем, кто делает это сгоряча: разбросал носки по дому – развод и девичья фамилия.

Любовь в цифрах

Однако и мы отбросим эмоции и обратимся к беспристрастным цифрам. И вот что интересно. Согласно данным Бюро нацстатистики, число разводов в Костанайской области снижается с каждым годом.

Если десять лет назад, в 2015 году, их было 3242, то в прошлом году – всего 2318 (см. инфографику). Казалось бы, динамика положительная. Но тут есть нюанс. Количество разводов падает, скорее, потому что самих браков стало меньше. Судите сами, в 2015 году официально зарегистрировали отношения 6418 костанайцев, а в прошлом году на этот шаг решились всего 5080. В целом статистика соответствует общеказахстанской тенденции: любовная лодка разбивается о быт (отсутствие финансов, абьюз и прочее) почти в половине случаев.

Это довольно печальный результат, благодаря которому в прошлом году Казахстану присвоили второе место по разводимости из 105 стран в мире. «Золото» антирейтинга давно и прочно удерживают Мальдивы.

А как у них?

Давайте взглянем на проблему шире: сколько стоит развод в других странах? США, пожалуй, – одна из самых невыгодных стран для тех, чей брак не удался. Типичный развод здесь обойдется в среднем в $15 тысяч (7,8 млн тенге). И то если супруги не будут устраивать изнурительной дележки ложек и вилок. В особо сложных случаях расставание может обойтись американцам в два, а то и три раза дороже.

Казалось бы, такая перспектива способна отбить всякое желание избавиться от семейных уз. Однако американская статистика несильно отличается от казахстанской: в США распадается около 40% семей.

Согласно данным World Population Review, Бельгия вот уже много лет возглавляет список европейских стран с самым высоким уровнем разводов. При этом развестись здесь можно относительно недорого (по меркам бельгийцев, конечно) – от €500 до €5000 (от 300 тысяч до 3 млн тенге).

На уже упомянутых нами рекордно разводных Мальдивах процедура разрыва официальных отношений относительно проста и недорога. Но так же обстоит дело и в Индии, Вьетнаме, Шри-Ланке – в странах с традиционно низкими показателями разводимости.

Так что на первый взгляд связь между дешевизной развода и длиной жизни брака не прослеживается. Но не будем судить поверхностно. Менталитет во всех странах разный и, возможно, именно в случае Казахстана фискальная мера сработает. Мы попросили костанайских экспертов высказать свое мнение и прогнозы.

МНЕНИЯ

Лилия САРКИСЯН, профессор кафедры психологии КРУ, автор проектов в поддержку семьи:

– На первый взгляд идея «ударить рублем» по распадающимся бракам может показаться сдерживающим фактором. Однако, как показывает практика и понимание глубинных мотивов разводов, это решение вряд ли приведет к желаемому укреплению института семьи.

Финансовые барьеры редко останавливают людей, находящихся в состоянии глубокого эмоционального разлада и разочарования в браке. Те, у кого есть деньги, выложат нужную сумму, а те, у кого нет, просто будут жить раздельно, не оформляя развода.

Таким образом, повышение госпошлин может лишь создать иллюзию благополучия, формально снизив статистику. Настоящая же задача государства – не строить барьеры для расторжения брака, а формировать условия для его осознанного и ответственного заключения и оказывать всестороннюю поддержку семьям на протяжении совместной жизни. То есть нужно на уровне государства разработать масштабную жизнеспособную программу с учетом специфики регионов. Еще одно предложение: законодательно закрепить срок на раздумье в один год для тех, кто решил развестись. За это время страсти улягутся, и человек сможет принять решение осознанно.

Несибели БАСЕНОВА, автор проекта «Отбасы help»:

– Как специалист, работающий с семьями на грани развода, и как человек, ранее предлагавший подобные инициативы, считаю повышение госпошлин на расторжение брака своевременной и необходимой мерой. Статистика в Казахстане, в том числе и в нашем небольшом Костанае, где ежегодно около полутора тысяч семей подают на развод, свидетельствует о легкомысленном отношении к браку. Низкая стоимость бракоразводного процесса, по сути, обесценивает институт семьи и становится поводом для манипуляций. Мы видим пары, которые подают иски по нескольку раз в год, не воспринимая этот шаг как серьезное решение.

Однако повышение госпошлин – это лишь одна сторона медали. Необходимо работать на опережение. В связи с этим я считаю крайне важным создание государственной школы брака. Эта инициатива позволит подготовить молодежь к семейной жизни, дать необходимые знания и навыки для построения крепких и гармоничных отношений, научить конструктивно разрешать конфликты и ответственно подходить к созданию семьи.

Базаркул АРЫСТАН, руководитель Костанайского филиала РОО «Сенімен Болашақ»:

– Развод – это не про цену. Это про отношения, в которых больше невозможно быть вместе. Повышение пошлины может снизить официальную статистику, но не уменьшит количество распадающихся семей.

Пока мы не решим главный вопрос – вопрос качества, а не количества, – любые попытки «искусственно склеить» статистику не спасут. Сильные семьи начинаются с сильной помощи. С живой, настоящей, глубокой работы. А не с повышения ценника на развод.

В силу определенных исторических процессов наше общество потеряло элементы подготовки молодежи к браку и семейной жизни. Кроме того, иногда спасти семью не получается. А в Казахстане, к сожалению, отсутствует институт постразводных отношений. Вместо этого происходит стигматизация разведенных семей. Однако очень важно принять один принцип: семья с детьми не растворяется в воздухе после развода, развод – лишь прекращение брачных отношений между родителями. И он не снимает ответственность родителей перед своими детьми.

Наша организация РОО «Сенімен Болашақ» в своей работе делает фокус на правильное выстраивание постразводных отношений между родителями, между родителем и ребенком, способствуя благополучию каждого члена семьи.

Татьяна ЩЕРБИНИНА, психолог:

– Никогда повышение цен не влияло на решения людей. Оно, скорее, заставляет искать обходные пути. Поэтому предложение о повышении госпошлин на развод вызывает закономерные ассоциации с попытками регулировать вредные привычки через экономические рычаги. Сигареты и алкоголь подорожали, чтобы люди не пили и не курили. Сработало? Конечно, нет. Пьют и курят. Но некоторые курят самокрутки и пьют суррогат. Также можно сказать и о семьях, которые не развелись из-за высокой госпошлины. Будут искать альтернативные варианты.

Условно людей, которые находятся в предразводной стадии, можно разделить на три категории. Первая – это люди, которые идут на развод осознанно и обдуманно. Остановит ли их госпошлина? Нет. Вторая – те, кто поддаются импульсу и сходятся-расходятся по сто раз. Смысл госпошлины в том, что ее платят перед разводом, а не в момент. Человек, находящийся под влиянием эмоций, деньги найдет. Если решение будет изменено, деньги – в казну, развода нет. И, третья – те, кто разводятся годами, боятся, находятся в подвешенном состоянии. Тут тоже дело совсем не в деньгах.

Конечно, если госпошлину поднимут до 200 МРП, – это совсем другая история. Люди со средним достатком не смогут позволить себе развод. Но это чревато неприятными юридическими последствиями, так как супруги несут друг за друга ответственность.

Инфографика Ирины СУВОРКОВОЙ