Сегодня мы говорим с костанайской бизнесвумен. Ольга СОЛОВЬЕВА – соучредитель Центра раннего развития
для детей. И недавно получила возможность быть коучем по адаптивному интеллекту.
Учиться учить
– Что такое адаптивный интеллект и почему так важно его развивать?
– Адаптивный интеллект – это умственная деятельность, направленная на целенаправленную адаптацию, выбор и формирование среды. Сейчас, в принципе, мир материальный максимально. Очень важно делать упор на эмоциональное развитие. Раньше я тоже не замечала, что часто поступаю неправильно в плане воспитания.
Например, дочь плачет, потому что игрушка сломалась. Я говорю: «Что ты плачешь, я тебе новую куплю». И тем самым заглушала ее чувства. Ей плохо, у нее любимая игрушка сломалась, весь мир рухнул.
Осенью я была на Nobel Fest. Это масштабное мероприятие, куда съезжаются разные специалисты со всего мира. Там я и поняла, что такое адаптивный интеллект. Это очень важно и нужно в современном мире. Когда у нас умерла любимая кошечка Элька, моя дочь очень расстроилась, просила ее вернуть. Благодаря новым знаниям у меня получилось объяснить все так, чтобы не причинять ребенку боли, и при этом я не обманывала.
Оказывается, мы с малых лет учим детей обману. То есть, например, мама пришла с работы уставшая. Ребенок спрашивает: «У тебя все нормально?». Мама отвечает, мол, да, нормально, все хорошо. То есть мы надеваем маску, а ребенок чувствует, что маме на самом деле плохо. Лучше сказать правду.
– Как вы реализуете развитие у детей адаптивного интеллекта?
– У нас есть Центр раннего развития. Мы решили разделить деятельность в нем на два направления. Один блок оставляем под студию. Там есть своя программа, которая подходит в отдел образования. Элементарно – зоотерапия, экология могут быть в студии в программе. А вторую часть мы все-таки оформляем на садик, но делаем, как экологичный сад. Разделение делаем, чтобы сохранить наш зооуголок и теплицу, и чтобы у нас
был доступ к приезжим педагогам.
Например, в феврале приезжал нейропсихолог. Он проводил два дня обучения. Одно для воспитателей, а другое – для родителей особенных деток. И результаты уже есть. Сейчас я не имею никаких субсидий. Именно потому, что я не хочу отказываться от этих фишек, которые развивают детей. К нам родители приходят за результатами,
они видят эти результаты, видят безопасность детей. Мы остаемся Центром раннего развития детей. Но внутрь еще «посадили» программу адаптивности.
– Современные технологии и новые направления применяете в работе?
– Виртуальные очки, например. Ребенок, надев их, будто попадает в космос или в Африку, может жирафов гладить. Дети учатся адаптироваться. У нас есть такая безопасная комната. Ребенок сам принимает решение
– двигаться или стоять на месте. Эти очки мы закупили одни пока. Нужна вторая пара – для преподавателя. Чтобы в случае чего педагог тоже находился в этом виртуальном мире и сопровождал ребенка. Это очень круто для того, чтобы изучать профессии. Эти ролевые игры помогают детям раскрыть свой потенциал.
Нейропсихолог помогает поддерживать и развивать в ребенке какие-то качества. Если, например, ребенок умеет одновременно и правой, и левой рукой работать, педагог поможет оставить эти навыки, потому что это нужно делать до определенного возраста. У вас есть время до шести лет, чтобы у него развивались оба полушария мозга.
Для родителей тоже проводим тренинги по адаптивности к ребенку. То есть, как плавно ввести ребенка в свою жизнь. Быть мамой, папой никого не учили. И учителям полезно знать об адаптивности. Приведу пример из
жизни другого центра. На уроке рисования детям сказали изобразить облачко на листе формата А4. Все дети нарисовали много маленьких облачков. Одна девочка раскрашивает весь лист. У нее забирают лист, сминают и
говорят, что она не поняла задание. Дают новый – она делает то же самое. И только на третий раз девочка объяснила, что у нее облако в листик не помещается. То есть у нее мышление вышло за границу этого листочка. А учителя привыкли, что у всех должно быть одинаково.
Я работаю с детьми и с родителями, и всегда говорю, что я мама в этом центре. Мне надо реально совмещать две должности. Когда возникают иногда какие-то конфликтные ситуации, споры, недопонимание, я говорю:
«Сейчас я с вами поговорю как руководитель, а потом я пересяду на тот стульчик, и поговорю как мама, потому что мы иначе ни до чего не договоримся: вы не поймете меня, я не пойму вас».
На самом деле, очень многим родителям сложно ввести ребенка в свою жизнь. Это от того, что родители не умеют эту адаптивность применять. Я ожидаю по крайней мере наплыва именно осознанных родителей. Потому
что это сложно, это будут, бесспорно, слезы.
С душой
– Нужно ли детям прививать эмпатию?
– Да, оказывается, это не появляется на автомате. Это надо либо объяснить, либо показать. И это только через животных можно сделать. Моя дочь очень эмпатичная: у нас всегда были животные. Сейчас живет котенок с дефектными лапками, она его кормит сама, моет. Доброта, какая-то забота, вот это все надо прививать ребенку. А сейчас такая тенденция, мне кажется, все меньше взрослых, которые готовы завести хотя бы котенка.
Пару месяцев назад на КСК произошло отравление собачки Боба. Дети пытались его спасти, взрослые отказались сначала прийти на помощь. Несколько мальчиков принесли какое-то одеяло и на руках унесли собаку, чтобы спасти. Это настолько жесткая картина была. Пес, к сожалению, погиб, он был отравлен. И дети до сих пор мне пишут о том, как дела с уголовным делом.
– К сожалению, сегодня мы видим детей, которые издеваются над животными. Что это – воспитание? И можно ли что-то исправить в таком мышлении у детей?
– Да, это все исправляется. Дети впитывают то, что где-то увидели, повторяют. Это могут быть ролики в соцсетях, например. Нужно отслеживать. Мне известнее жуткий пример, когда ребенок хотел поплакать. Он посмотрел в YouTube, что делать. Нашел «совет», причинил зло животному. То есть ему не объяснили, как можно проявить свою эмоцию, когда очень нужно… И мы здесь плавно возвращаемся к моменту, что нас не учат быть родителями плюс очень материальный мир. В итоге многие очень мало времени посвящают детям. Мы разучились проявлять эмпатию.
Когда делали с детьми домики-кормушки для птиц и развешивали их, они были в таком восторге. А нам кажется, что может быть элементарнее. А их не научили…
Фото предоставлены О.СОЛОВЬЕВОЙ