«Замечательный» сосед

Невидимая для чиновников, но очень заметная для соседей. Квартира, стоящая на балансе акимата, отравляет жизнь целому дому.

Чья хата с краю?

Дом, расположенный на улице Путейской в Костанае, не совсем типичен. Построенный еще в 1950-х годах для железнодорожников, в честь которых и названа улица, он представляет собой уникальный образец застройки частного сектора. В отличие от привычных частных домов, здесь встречаются и многоквартирные строения, но все они одноэтажные. В доме №5, например, целых шесть квартир. Выглядит он довольно самобытно, напоминая разношерстный железнодорожный состав – словно кто-то слепил разномастные «вагончики» в единую композицию.

Несмотря на почтенный возраст, строение выглядит ухоженным. И только квартира №2 резко контрастирует на общем благополучном фоне. Облупившаяся синяя краска, проваленное крыльцо, окна в паутине трещин, фундамент с таким же «узором»… Обходим дом сзади – здесь непролазные заросли вишни и сорняка, через которые пробивается тропинка к «удобствам». Стоит перекошенное строение с полуобвалившейся крышей, когда-то именовавшееся душем. Туалет тоже на улице, убогий и ветхий, как памятник безысходности. Заглядываем в окно дома: пол просел, дыры в стенах, полное запустение. Сложно представить, что еще недавно здесь теплилась жизнь.

– Изначально в этой квартире жил путеец, – говорит старожил улицы Нина Бектурганова. – Потом он уволился, переехал, и жилье перешло государству. Так как квартира находится в запущенном состоянии, акимат ее использовал как времянку для очередников.

По словам соседей, жильцы задерживались максимум на год, поэтому с госсобственностью особо не церемонились и наводить уют не считали нужным. Если и утепляли полы, то перед выездом отдирали покрытие чуть ли не с половицами. С каждым «хозяином» квартира все больше ветшала. До прошлого лета в ней жила многодетная семья, в которой один из детей был с инвалидностью. Когда очередников переселили в благоустроенную квартиру, для них началась долгожданная белая полоса, для всех остальных жильцов дома №5 – черная.

Ловить на жильца

Всю зиму квартира простояла без присмотра, превратившись в источник коммунальных бед. Жилище никто не отапливал – трубы перемерзли и лопнули. Вода из них била фонтаном и тут же превращалась в ледяные сталактиты.

– Из-за этой квартиры все пострадали, – говорит Надежда Ашаева. – Спасибо моему мужу: он спускался в подвал, отогревал трубы лампой, чтобы людям дать воду. Нам еще не повезло, потому что мы непосредственно рядом с этой квартирой живем. Стена в доме всю зиму была ледяная. По ней пошли трещины. Еще, видимо, изза влажности, фундамент просел – образовалась дыра между стеной и полом, которую мы запенили. Планируем еще стену утеплить. Этой зимой мы, по сути, отапливали не только свое жилище, но еще и соседнее.

По другую сторону от злополучной квартиры живет 83-летняя пенсионерка. Ее жилье тоже сильно пострадало – пришлось делать ремонт. Справедливости ради, акимат пытался найти жилью хозяина. В апреле туда планировали заселить очередника – бывшего воспитанника детского дома. К тому времени печь уже вышла из строя, в помещении стоял могильный холод. Соседи пытались помочь парню, чем могли, – нашли обогреватель. Нина Бектурганова, которая негласно считается старшей по улице, звонила в акимат, даже ходила к депутатам выбивать комфортные бытовые условия для парня. Однако ничего не вышло.

Единственный «жилец», который за год заселился в многострадальную квартиру, – это плесень. Довольно быстро она прижилась и у соседей, отравляя воздух сыростью и грибком.

Зима близко

Подготовить смету и сделать в квартире хотя бы косметический ремонт в акимате обещают еще с весны. Но ни чиновников, ни рабочих на Путейской замечено не было. А на носу очередная зима, полная невеселых коммунальных перспектив.

С правовой точки зрения ситуация предельно проста. В ст. 4 Закона РК «О жилищных отношениях» указано: «Использование квартир, нежилых помещений, парковочных мест, кладовок не должно приводить к их разрушению или порче, нарушать условия проживания (пребывания) других собственников квартир (нежилых помещений, парковочных мест, кладовок) и должно соответствовать строительным, санитарным, экологическим, противопожарным и другим обязательным нормам и правилам».

Как говорит костанайский юрист Адильхан Нурахметов, жильцам, чьи квартиры пострадали от халатного отношения властей к государственному имуществу, – прямая дорога в суд. Будет подсчитан материальный ущерб, который акимат (если, конечно, будет признан виновником) обязан возместить. Однако в глобальном плане это проблему не решит. Кто-то должен взять на себя ответственность по содержанию квартиры, иначе в скором времени весь дом станет непригоден для жизни.

Замкнутый квадрат

В акимате серьезность ситуации понимают, но конкретных сроков пока назвать не могут.

– Да, проблемы были зимой – трубы перемерзали, – согласился руководитель отдела жилищных отношений акимата Костаная Габит Бектабанов. – Но очередники в эту квартиру не хотят заселяться. Условий нет – печь не работает, туалет на улице. В планах – составить смету и сделать хотя бы косметический ремонт. В идеале нужно завести туда газ, чтобы помещение не промерзало. При этом необходимо, чтобы там кто-то жил, потому что газовый котел без присмотра оставлять тоже опасно. Но сами мы сейчас распределением жилья не занимаемся. Как вы знаете, у нас новая процедура – все идет через «Отбасы банк». Мы только адреса ему предоставляем, а потом уже по факту договор заключаем с очередником.

В нынешней патовой ситуации жильцы готовы на все. Даже выкупить злополучную квартиру, чтобы спасти свой дом. Однако, по словам Габита Бектабанова, продать «чемодан без ручки» акимат не может. Квартира перейдет в частные руки, только если туда заселится очередник и со временем ее приватизирует. Такая возможность появилась у казахстанцев только в этом году, когда вступило в законную силу постановление «О внесении изменений в Правила приватизации жилья из Государственного жилищного фонда». Что такое приватизация? По сути, это выкуп жилья в рассрочку по остаточной стоимости с первоначальным взносом 10%. Вот только где найти такого непритязательного очередника, который согласился бы еще и заплатить за «убитые» квадратные метры?

Пока же, судя по всему, жильцам злополучного дома предстоит встречать очередную зиму в борьбе за тепло и воду, надеясь на чудо или на то, что чиновники, наконец, найдут выход из этой коммунальной головоломки.

Фото Сергея МИРОНОВА и предоставлено жильцами