Новый автомобильный завод KIA Qazaqstan в Костанае — подробности открытия.

70 000 машин в год

Предприятие возведено в промышленной зоне Костаная на участке площадью 62,95 гектара и рассчитано на производственную мощность до 70 000 автомобилей в год. Общий объём инвестиций по проекту составил около 131,5 млрд тенге. В рамках проекта предусмотрено создание около 1 500 рабочих мест.

Церемония официального открытия состоялась 21 октября 2025 года. Президент Касым-Жомарт Токаев выступил посредством телемоста и поздравил участников проекта. Глава государства подчеркнул, что запуск завода — важный шаг на пути к укреплению индустриального потенциала Казахстана и расширению сотрудничества с Республикой Корея.

Цеха вокруг склада

На заводе реализована модель полного производственного цикла. Склад комплектующих расположен в центральной части завода. Четыре основных цеха (сварки, окраски кузова, окраски пластиковых деталей и цех сборки) выстроены вокруг него. Такая планировка упрощает внутреннюю логистику, узлы и детали доставляются на линии производства с минимальными затратами времени и ресурсов.

Оптимизация — важный принцип завода. В цехе финальной сборки двери снимают только с одной стороны. Этого достаточно, чтобы свободно устанавливать узлы и элементы салона, и при этом процесс не требует лишних операций и времени.

В цехе покраски используют технологию «мокрый по мокрому». Краска наносится послойно, не дожидаясь полного высыхания предыдущего слоя. Это ускоряет процесс, экономит энергию и повышает качество покрытия — слои прочнее и равномернее сцепляются друг с другом.

В цехе сварки кузов поступает в виде отдельных панелей, а на выходе формируется цельная конструкция, готовая к дальнейшей окраске и сборке. Цикл этой операции составляет всего пять минут. Роботы сваривают лицевые части, основания и боковины кузовов. Именно от их работы зависит геометрическая точность и прочность всей конструкции. В кузове KIA “Sorento” 2700 сварных точек, больше половины из них ставят роботизированные комплексы. KIA “Sorento” — пока единственный автомобиль, который выпускает завод. В январе 2026 года на конвейер выйдет KIA “Sportage”. В дальнейшем линейка будет расширяться.

Первый такой завод

Генеральный директор KIA Qazaqstan Ким Де Ки на открытии завода, в частности, сказал: «KIA построила много автомобильных заводов по всему миру, но у нас не было ни одного в Центральной Азии, даже в Азиатском регионе до этого момента. Теперь мы открываем завод здесь, ориентированный как на локальные продажи для удовлетворения местного рынка, так и на экспорт в страны СНГ и дальнего зарубежья».

Также Ким Де Ки сообщил: «У нас есть система развития кадров через стажировки сотрудников на заводах KIA в Корее, где они смогут перенять опыт непосредственно у специалистов KIA и обучиться высокотехнологичным процессам. Со своей стороны, штаб-квартира KIA отправляет много инженеров на завод в Костанае для обмена опытом и проведения профессионального обучения для сотрудников».

Мировой класс

Глава региона Кумар Аксакалов отметил, что проект получил всестороннюю господдержку: «На территории Индустриальной зоны был выделен земельный участок площадью 70 гектаров. Проведена работа по обеспечению завода полным комплексом инженерно-коммуникационной инфраструктуры, включая 4,2 км автомобильных дорог, парковки, 5,25 км железнодорожных подъездных путей и 44,5 км инженерных сетей».

По словам акима, запущенный завод KIA представляет собой высокотехнологичное предприятие мирового класса, где ключевую роль играют автоматизация и цифровизация. Параллельно уже стартовало строительство Локализационного центра для производства автокомпонентов. Инвестиции в этот объект составят 17,8 млрд тенге, его мощность — 60 тысяч изделий в год, а количество создаваемых рабочих мест достигнет 800.

Локомотив

Артур Мискарян, директор Агентства мониторинга и анализа автомобильного рынка заметил: «Машиностроительная отрасль укрепляется и занимает все большую долю в структуре ВВП Костанайского региона. Открытие этого завода является основанием для того, чтобы вокруг возникли предприятия малого и среднего бизнеса, которые будут заняты выпуском различного рода комплектующих. Это могут быть простые изделия — от ковриков до эластичных элементов подвески и так далее. На все это, на самом деле, в Казахстане спрос стабильно возрастает. В этом плане есть широкий потенциал для развития, и это важно».

Фото Сергея МИРОНОВА