Препоны на пути развития бизнеса.  Их остается много

На очередном заседании совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции при областной Палате предпринимателей Атамекен обсуждали  сразу две таких ситуации. 

Вагоны стоят, контракты срываются

Нельзя сказать, что проблема новая. С разными нюансами это происходит практически ежегодно осенью и в конце года, когда сельскохозяйственный урожай требует больших перевозок. Железная дорога не справляется с  нагрузками. В этом году критическая ситуация сложилась на пограничных переходах с Китаем и Узбекистаном. Высокий поток экспортного зерна в направлении именно Узбекистана (объем перевозок в этом году только по костанайскому региону  выше прошлогоднего на 27 процентов) привел к его накоплению и на маршрутах, и в ожидании выгрузки, что уже осложнило пропуск грузов в адрес уже Таджикистана и Афганистана. Казахстанская железная дорога ссылается на перегруженность зарубежных партнеров, однако сами экспортеры зерна утверждают другое. По их утверждению, фактическая пропускная способность КТЖ не соответствует объему грузоперевозок. Многие экспортеры зерна (впрочем, такая же ситуация на поставках продукции казахстанским потребителям) даже не могут вывести свои вагоны из тупиков. Создаются риски срыва контрактов и потери рынков сбыта. Кроме того, задержки осложняют освобождение элеваторов. Нет поставок – нет и средств у сельхозпроизводителя, чтобы рассчитаться с рабочими.

По мнению представителя ТОО «АлМар Экспорт», загвоздка еще и в том, что КТЖ выгоднее пропускать по маршрутам транзитных перевозчиков, в частности, российских и китайских компаний, которые базируются в Казахстане. Кроме того, железнодорожники, хотя сроки поставок и пропуска вагонов указаны, ни за что не несут ответственности. Она только у экспортеров.

Представитель Национальной ассоциации экспортеров «KazGrain» Канат Кобесов подтвердил: на границе с Узбекистаном затор можно объяснить малоразвитой инфраструктурой соседней страны. Но китайская сторона — «пустая», а движения со стороны Казахстана нет. По его мнению, станция Костанай не развивается, работает на пределе своих возможностей, поэтому нужны стратегические решения.

У директора костанайского филиала ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки» Кайрата Саурбаева свое видение ситуации. По его мнению, именно в 2025 году направление экспорта поменялось в сторону Средней Азии. Если у узбекской стороны действительно не развита инфраструктура, то Китай сдерживает перегоны, предъявляя претензии, в частности, по фитосанитарии. Решить проблему могут только обсуждения трех сторон – Казахстана, Узбекистана и Китая — по расширению пропускной способности. Кайрат Саурбаев не уверен, что надо расширять возможности станции Костанай, поскольку они не знают планы развития бизнеса на будущее.

Сейчас вопрос переносится на республиканский уровень. Вмешаться должна и транспортная прокуратура.

Аким Назарбаев, ау!

— Аким района спрятался, аким поселка спрятался, даже специалист убежала. Мы не можем понять их позицию, — высказался о ситуации с выделением земельных участков в селе Оренбургское района имени Б. Майлина председатель совета по защите прав предпринимателей Арман Шаменов. – И это уже не первый раз в этом районе.

По информации директора ТОО «Азия – Алтын 2000» Светланы Михайленко, они обратились в акимат сельского округа Айет с  заявлением о предоставлении права краткосрочного землепользования на земельный участок, чтобы прорыть траншею для прокладки газопровода. Газопровод понадобился для новой зерносушилки предприятия. Проведения аукциона на подобный земельный участок не надо, поэтому подвоха не ждали. Однако, чтобы получить разрешение, надо было пройти несколько этапов: подать заявление в акимат сельского округа, дождаться заключения земельной комиссии, затем обратиться в районный отдел земельных отношений для утверждения землеустроительного проекта, дождаться специального приказа на этот счет, потом снова вернуться в акимат сельского округа для получения права землепользования. Все инстанции прошли, но на последней аким округа Ерлан Назарбаев отказал в оказании этой государственной услуги и даже написал жалобу на незаконные действия ТОО «Азия- Алтын 2000». Дело в том, что к этому моменту  предприятие успело прокопать траншею. Как объяснила Светлана Михайленко, дело было в середине ноября, и они побоялись, что земля вот-вот замерзнет. Однако аким сельского округ посчитал это нарушением закона. И настоял на проверке по вопросу самовольного занятия земель госсобственности. На этом все и застопорилось.

— Мы увеличиваем вал сельхозпродукции, вынуждены вкладываться в строительство складов, сушилок, потому что элеваторы принимают только зерно, которое им продали, — объяснила их позицию Светлана Михайленко. — Подсолнечник же горит на складе уже через три дня. Мы были вынуждены найти 150 миллионов тенге для строительства сушилки.

Такая же парадоксальная ситуация в том же сельском округе и у ТОО « Адлет-Т». По информации на заседании совета заместителя директора предприятия Карата Ибрагимова, они намеревались построить здесь молочную ферму. Но надо получить земельный участок в 50 гектаров.  Поскольку в пул инвестпроектов они не попали, для этого нужно провести аукцион.  С апреля в акимат округа  было уже шесть обращений. Однако до сих пор аукцион даже не назначен. По информации ТОО, они должны конкурировать с теми, кто хотел бы на этом же участке построить ипподром. Но ясности нет, акимат молчит.

Татьяна Башкатова

 Фото автора

-